А.С.Макаренко

Макаренковская среда 15 января 2025 года

Макаренковская среда 15 января 2025 года

Первая макаренковская среда сезона 2024/2025 гг.  состоялась в режиме онлайн 15 января 2025 г.

Тема:

Эксперименты в советском образовании 1920-х г.г.

Докладчик:

Светлана Владимировна Генералова, начальник отдела научно-просветительской работы ФГБУК «Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские»»

Ведущая:

Кораблёва Татьяна Фёдоровна Первый вице-президент Российской макаренковской ассоциации кандидат философских наук, доцент

В Программе:

*Виртуальная экскурсия по Музею «Кабинет и квартира Владимира Ильича Ленина в Кремле».

*Как рождалась советская система образования? В чём состояли новаторство и преемственность?

*Вклад Н.К. Крупской

Первая сорокаминутка общения с ведущей Татьяной Фёдоровной была посвящена встрече новых и старых друзей-макаренковедов из ближних и дальних городов нашей страны.

Виртуальную экскурсию по Музею «Кабинет и квартира Владимира Ильича Ленина в Кремле» провела Светлана Владимировна Генералова.

«Музей «Кабинет и квартира Ленина в Кремле»

В 1918 году Владимиру Ленину и его семье выделили квартиру и рабочий кабинет в бывшем Сенатском дворце Кремля (сегодня в этом здании находится резиденция президента РФ). После смерти политика интерьеры комнат, включая приёмную и место заседаний, решили сохранить. В 1994 году мемориальную коллекцию перевезли в музей-заповедник «Горки Ленинские» и разместили в одной из сохранившихся дач посёлка.

На выставках музея расположены личные вещи семьи  Ульяновых.

От Светланы Владимировны гости встречи узнали много интересных и не менее занимательных моментов из жизни Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской в Горках Ленинских. Интересно было увидеть на снимках  два больших сундука в одной из комнат  бывшей усадьбы Горок, в которых помещалось всё, что было нажито Лениным и его супругой за 20 лет ссылок и эмиграций.

Последующие сорокаминутки были посвящены вопросам рождения советской системы образования, вопросам новаторства и преемственности.

В презентации о рождении советской системы были  озвучены подходы  бывшей классической школы. (Гумбольтовская модель.  Вильгельм фон Гумбольт. 1767 – 1835). И тех, кто в начале 20-го столетия был одержим поиском путей переустройства жизни (Дарвин, Ницше, Маркс).

В Наркомате РСФСР вопросами воспитания нового человека занимался Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933г.) Сборник: «Воспитание нового человека».

Н.К. Крупская считала, что школьная система Гумбольтовской модели вызывает отвращение к школе, и, что Новая школа – альтернативный подход, критерий успешности школы, счастье ребёнка.

Интересной подборкой материалов того времени было продемонстрировано влияние мировой педагогической мысли на советскую школу, где были проанализированы:  американская педагогика (метод проектов Дальтон план, Джон Дьюи. 1859 — 1952); немецкая (трудовое воспитание, Георг Кершенштейнер. 1854 – 1932); европейская либеральная модель (развитие потребностей ребёнка, Мария Монтессори. 1870 – 1952); Осторожное отношение к религии. (Русская революционная педагогика. Коллективистские идеи советской педагогики. Школа Антона Макаренко 1888 – 1935).

Говоря об исторических трендах школьного образования, Н.К. Крупская, — сравнивала домашнее воспитание, бывшую классическую школу и  школу будущего. Именно школа будущего – это производство, требующее индивидуальных творческих решений. «Новый человек – человек-коллективист, свободная личность» — антропологическая основа педагогических идей Крупской

Светлана Владимировна Генералова показала интересную подборку Учпедгиза тех лет.

А.С.Бубнов «О школе, извращениях в школьной политике и очередных задачах» 1931 год. «Политехнизация школы, учительство и хозяйственники», «Политехнизм в школе» 1930год. Л.Сморгонский «Химия молока. О элементах органической химии. Для ШКМ»; Рабочая библиотека по математике для школ 2-й ступени под редакцией А.М. Воронца «Самолёт на уроках математики»1926 год.

Гостей встречи особенно заинтересовала Книга о самолёте и о его помощи овладения математической терминологией для учащихся 12-13 лет.

Необычными, с оттенками ностальгии, были воспоминания гостей от посещения в разное время музея – заповедника «Горки Ленинские». Слово взяли:

Черник Валерий Эдуардович – к.п.н., доцент, зав кафедрой педагогики Мурманского арктического государственного университета,

Снегуров Александр Викторович —  общественный деятель,  инициатор создания музеев в Москве и Подмосковье,  Заслуженный учитель РФ.

В дискуссиях трёх сорокаминуток приняли участие:

Ямалетдинова Флёра Михайловна – доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени Академика РАО В.А. Сластёнина, к.п.н., Институт Педагогики и Психологии МПГУ

Скобелева Татьяна Михайловна — член Правления Российской макаренковской ассоциации, Москва.

Волошина Людмила Николаевна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования. Белгородский государственный национальный исследовательский университет».

В разговоре с Татьяной Фёдоровной Кораблёвой об отношениях Антона Семёновича Макаренко и Надежды Константиновны Крупской многие приняли участие, где узнали или увидели некоторые сенсационные моменты. Были ли предприняты попытки примирения этих людей? Как и почему были всё-таки нападки на творческий дух Макаренко? Чем закончилось противостояние двух значимых ассов педагогики? О чём вспоминали внуки и правнуки бывших воспитанников «неревольверной педагогики» Макаренко, доказывая значимость верности его идей и постулатов?

Татьяна Фёдоровна Кораблёва более подробно остановилась на малоизвестных фактах по Крупской, предоставив свой текст чуть подробнее.

Широко известно о заочном конфликте Крупской с Макаренко, начало которого было положено её выступлением на VIII съезде комсомола в мае 1928 года. Крупская слышала лишь мимоходом из очерка Остроменцкой «о побоях в одном детском доме на Украине». Так было дано позднее в собраниях сочинений Макаренко. На самом деле стенограмма дала более точную ориентировку «о доме им. Горького на Украине».

Безусловно, это событие способствовало драматическому уходу Макаренко из колонии им. М. Горького и переходу в Дзержинку во второй половине 1928 года.

Однако изучение архивов Крупской и Макаренко, согласно данным Гётца Хиллига, выявило новые факты:

  1. Крупская наблюдала за публицистической и писательской деятельностью Антона Семёновича. В одном из московских архивов есть письмо Крупской к Макаренко от 1937 г., где она высказывается «так хорошо пишете, а в учреждениях у вас царят держиморды» (неясно, отправлено ли было это письмо).
  2. Есть в архиве Надежды Константиновны рукопись неоднозначно положительного отклика на «Книгу для родителей» с вердиктом: книга малопопулярна.
  3. Гасилов Г.В.(1901-1991) работник Наркомата просвещения РСФСР, был в хороших отношениях с обеими сторонами конфликта и хотел организовать их встречу в 1937-1938 гг.. Макаренко, видимо готовясь к встрече, собирал материал по биографии Крупской, но встреча не состоялась вследствие вежливого отказа, переданного Гасилову через личного секретаря Крупской – Веру Соломоновну Дридзо (1902-1991).
  4. Тем не менее, 1 марта 1939 года Макаренко, выступая в МГУ, предложил аудитории почтить память Надежды Константиновны. Ровно через месяц, 1 апреля 1939 г., не станет самого Антона Семёновича.

Заседание макаренковской встречи продолжалось около трёх часов как на одном дыхании.

На встрече присутствовали:

Дорохова Татьяна Сергеевна, Журавлёв Владимир Владимирович, Подымова Людмила Степановна, Карапчук Валентина Анатольевна, Огоновская Изабелла Станиславовна, Вересова Яна Олеговна, Ляудина Д.В., Шушаричева Елена, Трушина Елена, Ламтюгина Анастасия, Ламтюгина Ирина, Иващенко Елена, Марыхина Татьяна, Елена Николаевна, Сизова Раиса Ивановна и другие.

Добавить комментарий