Уважаемые коллеги!
Спасибо большое за приглашение на ваши традиционные макаренковские среды.
Я постараюсь рассказать о школе – интернате № 15 г. Москвы семидесятых годов прошлого века. Рассказать о директоре школы – интерната, Ширвиндте Борисе Евгеньевиче, о его роли в становлении школы передовой научно-исследовательской площадкой Академии педагогических наук СССР.
Я хочу рассказать о педагогах – новаторах школы, получивших у Бориса Евгеньевича путёвку в мир большой науки и ставших основателями новых направлений в школьной педагогике двадцатого века.
И о создании школьного музея Антона Макаренко.
Немного о себе.
Я, Сизова Раиса Ивановна. Стаж моей педагогической деятельности – свыше 50 лет.
В последние годы своей школьной деятельности ( 1988 – 2013 г.г.) я работала в школе № 1249 г. Москвы, где возглавляла кафедру начального обучения в должности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе в начальной школе. Я горжусь тем, что в эти годы я стала основателем и организатором Малой Академии на Чапаевском, которая проводила и до сих пор успешно проводит проектно — инновационную деятельность в рамках Федеральных Государственных образовательных стандартов нового поколения.
Начало педагогической деятельности
Первые четырнадцать лет моей школьной деятельности были в школе – интернате №15, где я приобрела большой опыт работы, как в начальной школе, так и в различных, значимых мероприятиях, связанных с внешкольной деятельностью.
Мне повезло, что в свои 20 лет я попала в дружный и сплочённый талантливым руководителем интерната коллектив единомышленников.Борис Евгеньевич Ширвиндт, словно золотой нитью окружал себя деятельными педагогическими кадрами, у которых нам, молодым, хотелось учиться, постигать новое, соучаствовать во всех их творческих начинаниях.
Работа по созданию школьного музея Антона Макаренко, детские научные экспедиции, многолетнее сотрудничество с газетой «Пионерская правда», с журналом «Начальная школа», с Клубом Туризма при Дворце пионеров и школьников.
Скучать было некогда.
Предыстория появления школ-интернатов.
Немного о предыстории появления школ – интернатов.
В 1956 году решением Правительства СССР были созданы школы – интернаты для обучения в них детей из малообеспеченных семей.
Разрабатывая «Положение о школах – интернатах», министр просвещения тех лет Иван Андреевич Каиров говорил о том, что неплохо было бы посоветоваться с воспитателями, которые работали у Макаренко. И просил свои службы разыскать Семёна Калабалина и Виктора Терского по вопросам внешкольной работы. Всем школам – интернатам директивно предписывалось иметь органы самоуправления по образцу Советов коллектива у А. С. Макаренко.
Предлагалось использовать упрощённую макаренковскую систему коллективизма, самоуправления, самообслуживания, производительного труда, выработки собственных традиций.
Школа – интернат № 15
Школа-интернат № 15 считалась в те годы одной из лучших московских школ. В интернате было 600 детей и более 50 педагогов. В школе обучались дети, как из простых московских семей, так и дети дипломатических работников. Это была своеобразная экспериментальная площадка Академии наук СССР.
Возглавлял школу известный в то время в Москве молодой и талантливый директор — Борис Евгеньевич Ширвиндт. В своей работе он старался успешно развивать те пять принципов макаренковской системы: коллективизм, самоуправление, самообслуживание, производительный труд, выработку собственных традиций.
Это при нём пионерская дружина школы получила имя Антона Макаренко.
Красная площадь
В газете «Вечерняя Москва» от 20 мая 1963 года было рассказано «О торжественной линейке на Красной площади в честь 41-й годовщины пионерской организации». И о вручении Красного знамени пионерской дружине нашей школы.
Из репортажа дня:… Плывёт по площади знамя ветеранов комсомольского и пионерского движения. Оно вручается пионерской дружине имени А. Макаренко – школы – интерната № 15, которая лучше всех организовала соревнование отрядов… Чеканит шаг сборная команда школы – интерната № 15. Среди участников парада — юные макаренковцы – следопыты…
Всем нам, учителям, приятно было читать эти строки и видеть на фотографии задорные лица юных макаренковцев.
Пионерская награда такого высокого уровня, несомненно, относилась в первую очередь к директору школы, нашему Борису Евгеньевичу, который все годы руководства интернатом старался держаться в тени, но его замыслы, дела и поступки вдохновляли и заряжали нас, молодых.
Создание музея Антона Макаренко в школе.
В семидесятые годы двадцатого века в школе по инициативе Ширвиндта Бориса Евгеньевича был создан музей Антона Макаренко. Создавая свой музей Макаренко, ребята несколько раз в разные годы побывали в Кременчуге, в Полтаве и в Куряже под Харьковом — в бывшей колонии имени М. Горького.
Много интересного узнали москвичи на Харьковском заводе «ФЭД», который вырос на базе мастерских новой коммуны имени Дзержинского.
Экспедиция по макаренковским местам
В одной из первых поездок ребята встретились с известной всем по «Педагогической поэме» Елизаветой Фёдоровной Григорович. И хотя мы узнали о том, что по случаю недомогания Елизавета Фёдоровна вряд ли уделит нам внимание, наши девушки больше часа беседовали с ней в тенёчке возле её дома. Елизавета Фёдоровна расположила к себе всех нас своим особым добродушием и радушием. Речь её лилась как плавный ручеёк. Видно было, что воспоминания для неё были радостны.
Во время экспедиции были записаны на магнитофон и представлены в музей воспоминания воспитанников о Макаренко.
На нашей фотографии один из них — Беленький Григорий Тарасович. Встреча и разговор с ним были описаны в газете «Ленинец» № 8 от 13 марта 1968 года.
В Харькове ребята встретились во Дворце пионеров с писателем, бывшим начальником колонии в Куряже – Аркадием Михайловичем Ярославским.
Фильм «Антон Макаренко», показанный на слёте пионеров и школьников в 1968 году.
Участники экспедиции отсняли фильм, где главные герои — бывшие коммунары и колонисты. Свой фильм они показали на слёте, который состоялся 25 апреля 1968 года во Дворце пионеров и школьников Ленинградского района г. Москвы. Почётным гостем слёта был Маршал Советского Союза Семён Михайлович Будённый.
Среди выступающих на слёте — член макаренковского музея школы-интерната № 15.
«Создание школьного музея, поиск материалов и работа над ним воспитывает у юных следопытов качества организаторов, расширяет их культурный кругозор» — написали местные СМИ о макаренковском музее и о фильме «Антон Макаренко».
Сотрудничество с ЦГАЛИ
Большую помощь в оформлении экспозиции музея оказали материалы, которые ребятам удалось получить в Центральном Государственном Архиве литературы и искусства СССР. В школьном музее появились фотокопии редких архивных материалов.
Макаренковцы учились деловому общению с работниками архива, учились заполнять соответствующие запросы, а при получении нужных материалов, вести определённую форму записи.
Активная переписка школьников с бывшими воспитанниками Макаренко
Все члены школьного музея вели активную переписку с бывшими воспитанниками, выполняли их просьбы, обменивались фотографиями.
Письма Клавдии Борискиной — бывшей воспитанницы Детской Трудовой Коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, а затем — актрисы Театра Русской драмы им. А. С. Пушкина в г. Харькове, адресовались ученице 10 класса школы-интерната № 15 Аношиной Любе.
Воспитанники Дроздюк П. , Носик З.
Письма и поздравительные открытки отправлял бывший воспитанник Пётр Дроздюк активисткам макаренковского клуба — Лене Ерохиной и Наташе Миронец.
Зинаида Носик передала в дар музея свою поздравительную открытку – грамоту от Харьковского завода «Коммунар» за долголетний труд, где она проработала свыше 23-х лет на родном заводе.
Сотрудничество с мемориальным музеем Макаренко в Кременчуге
По официальной просьбе директора мемориального музея Антона Макаренко в городе Кременчуге Полтавской области ребята сделали фотографию улицы имени Макаренко в Москве и фотографию речного теплохода «Антон Макаренко».
Речной теплоход «Антон Макаренко»
Ребята не только встретились с экипажем теплохода «Антон Макаренко», но и были приглашены отправиться на этом теплоходе в один из рейсов по Волге, где им удалось взять интервью у капитана теплохода и сделать многочисленные снимки.
Дружба ребят с соратником А.С.Макаренко – Николаем Эдуардовичем Фере
В 1967 году во Всесоюзном сельскохозяйственном институте заочного образования состоялось заседание, посвящённое 70-летию со дня рождения и 45-летию производственной, научной и педагогической деятельности профессора Николая Эдуардовича Фере.
Профессор – автор более шестидесяти научно-исследовательских и учебно-методических печатных работ.
Человеком, выращенным из каких-то особенно сортовых семян, так называл А.С. Макаренко своего ученика и соратника Н. Э. Фере, который более пяти лет проработал в детской колонии имени М. Горького – сначала агрономом, а затем заведующим производственной частью.
Ребята из школы — интерната № 15 в те дни 1967 года встретились с Николаем Эдуардовичем Фере и лично поздравили его со славным юбилеем. Они получили приглашение на праздничный вечер, где ещё раз с трибуны, сказали добрые слова в адрес именинника.
На праздничном вечере в Академии наук Николая Эдуардовича поздравили: Семён Афанасьевич Калабалин – один из главных героев «Педагогической поэмы», Полина Джуринская – сотрудник-воспитатель детской колонии, соратница А. С. Макаренко. И многие другие друзья и коллеги Н. Э. Фере.
С чувством большой гордости вернулись ребята с этого торжественного события. Им было, чем поделиться со своими одноклассниками и товарищами по музейной работе в интернате. А школьный музей пополнился новыми фотографиями замечательных людей, посвятивших всю свою жизнь воспитанию молодого поколения.