А.С.Макаренко

Продолжение походных будней — 1970

Продолжение походных будней - 1970

25 марта 1970 года

Вот уже третий день мы в Полтаве. На сегодня была запланирована поездка в Кременчуг, и поэтому ещё вчера мы поехали на Южный вокзал за билетами.  Но мы ничего не узнали о билетах и вернулись ни с чем, поэтому сегодня решили посетить музеи в Полтаве: краеведческий и музей Полтавской битвы. Встали поздно и только в одиннадцать часов были в столовой.

После завтрака пошли в Краеведческий музей, экспозиция которого состоит из трёх отделов: природы, дореволюционного периода и советского. Первые два отдела мы просмотрели сами, а в советский отдел заказали экскурсию.

После музея вся наша группа пошла в музей Полтавской битвы, а мы, дежурные, поехали за билетами в Кременчуг на автовокзал, так как решили ехать туда завтра. Билеты мы купили на 7 часов 50 минут утра. Потом вернулись в интернат. Из–за плохой и сырой погоды некоторые ребята простудились и плохо себя чувствовали. Раиса Ивановна начала лечить больных. Легли спать все рано. Так закончилось наше дежурство.

Дежурные: Выродова Люба, Прасов Ваня.

25 марта 1970 года

Сегодня мы посетили Полтавский краеведческий музей, в котором ознакомились с Полтавщиной в годы Отечественной войны и в годы первых пятилеток.

В одном из залов музея экскурсовод рассказал нам кратко о деятельности Антона Макаренко в колонии, чему и был посвящён стенд. Нас это особенно заинтересовало, потому что на стенде мы увидели несколько совсем новых фотографий Макаренко и его бывших воспитанников.

1-е фото – бывшие воспитанники Каплуновский Н.Г. и Болтунов А.Ф. с героем  Советского Союза Филипповым. 2-е фото – Терентюк Д. Ф. – бывший воспитанник и Арканильский Павел.  3-е фото —  Антон Семёнович  Макаренко с бывшим воспитанником С. Е. Юдиным.

Из «Дневниковых записей» Выродовой Любы.

25 марта 1970 года

Сегодня мы встали в 8 часов 30 минут, потому что на улице была пасмурная и сырая погода. Вместо солнечной, весенней, погода стала холодная и мало приятная. На улице стоял туман. Но, не смотря на такую погоду, мы отправились в краеведческий музей, где многое узнали о природе Полтавщины.

Первое, что нас поразило при входе, это огромный скелет мамонта. Как он оказался здесь? Но судя по табличке, давным давно мамонты обитали в районе теперешней Полтавщины.

Заинтересовали нас удивительные диаграммы: «Подводный мир», «Кременчугское водохранилище», «Малоперещенинское болото». Эти диаграммы нам очень понравились, и мы их запечатлели их на фотоплёнке. Очень необычным нам показался стенд с чучелами волчихи с волчатами и грустный рассказ о них.

В этом музее мы увидели очень много интересного, но мамонт нам понравился и запомнился больше всего.

Далее наш путь лежал в музей Полтавской битвы. Хотя погода не изменилась, и по-прежнему шёл мелкий дождь, а вокруг была слякоть, мы победоносно продолжали свой путь.

«Из дневниковых записей» Елисеевой Лены  и Выродовой Веры.

26 марта 1970 года

Наша группа в количестве восьми человек вместе с Александром Петровичем выехала в город Кременчуг – Крюков, где провёл своё детство и юношеские годы Макаренко. До города доехали хорошо, затем переехали в другую часть города, в Крюково, где находится музей Антона Семёновича Макаренко.

Мы прибыли в Крюков в 11 часов. По пути к музею мы обратили внимание на дедушку, идущего впереди. Александру Петровичу интуиция подсказала, что этот человек знал Макаренко. И это оказалось правдой. Вот так мы встретились с человеком, знавшим Антона Семёновича, —  Яновским Александром Федосеевичем. Он ровесник Макаренко, родился в 1888 году. Жили они рядом, на одной улице, но знакомство было коротким.

Подойдя к музею, мы увидели маленький, беленький, аккуратный домик, который был построен ещё родителями Макаренко. В этом музее собрано много различных материалов, документов, фотографий о жизни и деятельности Антона Семёновича и его воспитанников. В музей женой Макаренко передано много личных вещей А. С.: кровать, стулья, сундучок, шкаф, сапоги, кожанка, настольная лампа и многое другое.

Известно, что Макаренко увлекался живописью, и в музее хранятся две нарисованные им картины: портрет незнакомки и портрет сына знакомого доктора. В музее находятся альбомы о жизни ребят колонии имени Дзержинского, сделанные коммунарами и переданные в подарок музею.

Украинский скульптор Авсеенко подарил скульптуру «Встреча Макаренко с Горьким».

А. С. Макаренко был почётным членом Союза писателей. За свою трудовую деятельность был награждён в 1939 году Орденом Трудового Красного Знамени.

Во многих странах мира печатаются книги Макаренко. В одной из комнат – музея собраны книги Макаренко на немецком, китайском, французском, английском и многих других языках мира.

В нашей стране есть много педагогов, награждённых медалью А. С. Макаренко: Т. М. Шашло, Г. Д. Нестеренко, О. М. Катрич, В. М. Шурухина, Чернилова, О. К. Билаш, Т. Б. Смирнова. Их фотографии находятся в музее.

В конце нашей встречи экскурсовод музея любезно предложил нам несколько адресов бывших воспитанников А. С. Макаренко.

Из «Дневниковых записей» Титова Игоря.

28 марта 1970 года

Наш Полтавский период закончился. 28 марта – первое утро в Харькове.

Утренняя линейка. Подведение итогов полтавского похода. Вынесение благодарности ребятам, отличившимся в предыдущие походные дни:

Филиппову Николаю – за серьёзное отношение к руководству научными поисками и организационными моментами в походе;

Прасову  Ивану – за организацию качественной фотосъёмки;

Власкиной Галине, Елисеевой Елене, Екатериничеву Ивану – за успешный розыск людей, лично знавших Антона Семёновича Макаренко.

За халатное отношение к дежурству двум участникам похода сделали предупреждение.

После завтрака мы поехали в Куряжскую колонию. Этой интереснейшей поездкой мы обязаны нашему московскому педагогу Маргарите Евгеньевне Трубачёвой.

В Куряже с 1920 года была Колония имени Максима Горького. Руководил колонией А. С. Макаренко. Сейчас там колония для подростков, совершивших по тем или иным причинам тягчайшие преступления.

В Куряже мы посетили музей Макаренко, познакомились с жизнью ребят. Оборудование классов и кабинетов ребята делают сами. Мы побывали на заводе, где делаются насосы. Этот завод даёт около двух миллионов рублей прибыли и полностью окупает расходы колонии. Увидели оранжерею, где выращиваются цветы для оформления помещений и улиц Куряжской колонии.

Это была самая интереснейшая экскурсия.

Вечером усталые, но довольные, мы вернулись в интернат и легли спать.

Дежурная: Кощенко Галя.

29 марта 1970 года

Второй день в Харькове. Распорядок дня:

1. Интервью с бывшими воспитанниками А. С. Макаренко.
  2. Встреча во Дворце пионеров с писателем и бывшим начальником колонии в Куряже – Аркадием Михайловичем Ярославским.

На утренней линейке все участники экспедиции разбились на несколько групп. Каждая группа в составе двух – трёх человек получила несколько адресов воспитанников Макаренко. Необходимо было встретиться с ними, взять у них интервью и собрать по возможности материалы для пополнения нашего школьного музея.

Поиски бывших воспитанников были увенчаны успехом. Ребята встретились с Носик Зинаидой Николаевной, Стебловским, Красниковой, Ковалём и другими воспитанниками, у которых взяли интервью и получили на память подлинные фотографии коммунаров 1934 года, а также грамоты за их отличную работу на производствах.

В 16-00 почти все участники экспедиции были уже во Дворце пионеров, где состоялась наша встреча с Ярославским Аркадием Михайловичем.

Аркадий Михайлович длительное время занимается изучением жизни и деятельности великого писателя и педагога А. С. Макаренко, а кроме того, подробно знакомится с прошлым и настоящим бывших воспитанников Антона Семёновича.

Свой рассказ он начал с истории жизни воспитанника Иванова: кем он был до того, как попал в колонию и кем является сейчас? А был он карманником, занимался воровством ювелирных вещей. В настоящее время работает директором ювелирной фабрики.

Воспитанник Шершнев в настоящее время, не смотря на пенсионный возраст, продолжает работать главврачом в Комсомольске – на – Амуре.

Калабалин С. А. – заведующий  Детского Дома в Подмосковье, в г. Егорьевске.

Во время беседы мы узнали, что совсем недавно умерли несколько воспитанников А. С. Макаренко: Шагаев, Шапошников, Перцовский. С Шапошниковым у нас совсем недавно была встреча.

Аркадий Михайлович посоветовал нам посетить телевидение, где по всей вероятности можно достать киноплёнки о жизни колонии А. С. Макаренко.

28 марта, когда мы были в Куряжской колониии и знакомились с жизнью колонистов, мы обратили внимание на одного молодого человека – Сашу. После посещения мы много разговаривали о нём и долго думали, что же это за человек, Саша Довганюк? За что его осудили на 10 лет? Что в нём больше? Положительного или отрицательного?

На наши вопросы ответил Аркадий Михайлович. Саша осуждён на 10 лет за убийство. Собирая картошку на своём огороде вместе с отцом, Саше пришлось дать отпор трем парням, которые стали набирать себе уже выкопанное ранее. Парни не успокоились,  поздно вечером ворвались во двор и начали угрожать и приставать с дракой к отцу Саши. Саша взял охотничье ружьё, полез на чердак и стал стрелять в обидчиков. Одного убил, а другого ранил.

Услышав, что сейчас Саша – секретарь коммуны, активист, хорошо играет на аккордеоне, перед колонией готовился поступать в институт,  и, услышав самые хорошие отзывы о нем, мы были уже совсем уверены, что в Саше больше положительного. Это человек, у которого есть цель жизни, и мы решили, что он переборет все трудности в своей жизни и останется в строю.

Долго и интересно продолжалась наша встреча с А. М. Ярославским. Им написана книга об А. С. Макаренко «Выдающийся советский педагог и писатель». За 25 лет работы в колонии, за обобщение опыта колонии, за Первое место колонии в РСФСР Аркадий Михайлович был награждён медалью А. С. Макаренко.

Когда беседа подошла к концу, одевшись, мы вышли на улицу и сделали несколько групповых снимков возле Дворца пионеров с Аркадием Михайловичем. Здесь же к нам присоединились молодые люди, которые увидели своего бывшего руководителя и подошли поздороваться с ним.

Мы сразу поняли, что это бывшие воспитанники, попавшие в колонию ранее. Нам очень понравилась их короткая доверительная встреча. Взяв у А. М. Ярославского адрес, мы распрощались и обещали писать ему письма о наших делах.