Основные моменты организации работы заместителей директора школы с учителями, занимающимися проектной и исследовательской деятельностью в ГОУ СОШ №1249 с углублённым изучением немецкого языка
Система российского образования имеет глубокие традиции в работе с мотивированными детьми. Ещё В.А. Сухомлинский писал, что «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимый индивидуальный талант — значит поднять личность на высший уровень расцвета человеческого достоинства».
Умение работать с информацией жизненно важно для любого специалиста. Оно равноценно владению современными технологиями исследовательской деятельности, обладанию навыками творческой активности. Раскрытие творческих способностей обучаемых — одно из приоритетных направлений Городской целевой программы развития образования «Столичное образование — 4», которая требует:
- Обеспечение условия преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования в соответствии с возрастными особенностями развития школьников.
- Активное использование образовательного пространства Москвы, которое предоставило бы школьникам возможность проявления и развития своих способностей в различных видах творческой деятельности: в конкурсах проектов, в научно-практических конференциях по результатам исследовательских работ, Интернет-конференциях, чтениях, семинарах и в интеллектуальных марафонах.
Соответственно, задачи работы педагогического коллектива школы включают в себя:
- Продолжение формирования целостной системы работы с мотивированными детьми, что способствует повышению мотивации обучения учащихся.
- Продолжение внедрения технологии проектных и исследовательских работ в обучение, а также использование проектов в организации познавательной деятельности учащихся.
- Осуществление преемственности в организации и проведении презентации проектных работ в 1-4-х и 5-6-х классах.
- Создание «банка данных» одарённых детей.
В средней школе №1249 с углублённым изучением немецкого языка проектная и исследовательская деятельность ведётся уже не первый год. Ребята, особенно начальной школы, с удовольствием включаются в эту работу, проявляя выдумку и смекалку. В начале этого учебного года мы, заместитель директора по УВР 1 ступени Сизова Р.И. и заместитель директора по НМР Сухова С.В., обобщили накопленный материал. При обобщении скомпоновали его по разделам и представили педагогам в виде методических памяток по организации работы с мотивированными детьми в школе.
В школе ежегодно появляются новые педагогические кадры, незнакомые с исследовательской деятельностью. В ходе работы с ними видно, что данные памятки являются большим подспорьем в организации работы с учащимися.
Для успешной работы над проектом в начале учебного года каждый учитель получает пакет документов (памяток) по организации проектной деятельности.
Учителям предлагается примерное календарное планирование проектной деятельности, которое они могут взять за основу в ходе своей работы с детьми.
Основные моменты календарного планирования работы над проектами
№ | Содержание работ | Сроки |
1. | Вводный этап. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ. Основной замысел, примерная тематика и жанры проекта | |
2. | Стендовая информация о проектной работе | |
3. | Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и пр.) | |
4. | Консультации по выбору тематики и жанров учебных проектов. Формулирование основных идей | |
5. | Формирование проектных групп, оформление заявок на осуществление проекта | |
6. | Обсуждение идей будущих проектов. Составление индивидуальных планов работы над проектами | |
7. | Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами | |
8. | Поисковый этап. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций | |
9. | Организационно — консультативное занятие: промежуточные отчёты учащихся (презентация идей будущих проектов и сообщение о ходе работ) | |
10. | Индивидуальные и групповые консультации по правилам и оформлению проектных работ. Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта | |
11. | Регулярные консультации по содержанию проектов, помощь в систематизации и обобщении материала | |
12. | Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности | |
13. | Репетиционно-консультативное занятие: «предзащита» проектов | |
14. | Доработка проектов с учётом замечаний и предложений | |
15. | Формирование групп оппонентов, рецензентов и «внешних» экспертов | |
16. | Подготовка к публичной защите проектов: | |
|
||
17. | Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение окончательного порядка мероприятия | |
18. | Координационное совещание лиц, ответственных за проведение мероприятия | |
19. | Заключительный этап. Публичная защита проектов | |
20. | Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы | |
21. | Итоговый этап. Распоряжение по результатам проектной деятельности (благодарности участникам, назначение ответственных за обобщение материала) | |
22. | Обобщение материала. Оформление отчётов о выполненной работе |
Для расширения кругозора участников проектной деятельности, пакет документов дополнен исторической справкой, в которой рассказывается, что основателем проектной деятельности считают американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи. Именно этот учёный сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учётом его личных интересов и целей. В буквальном переводе с латинского языка слово «проект» означает «брошенный вперёд».
Вот как расшифровывают понятие ПРОЕКТ современные педагоги:
ПРОЕКТ — это «ПЯТЬ П»:
- Проблема.
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации.
- Продукт работы.
- Презентация.
Шестое «П» проекта — это портфолио проекта, т.е. папка, в которой учащийся собирает все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фотографии и другое.
Проект предполагает работу в структуре исследовательской деятельности. Он должен содержать:
- предмет информационного поиска;
- поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;
- аналитическую работу над собранными фактами;
- выводы;
- корректировку первоначального направления (если потребуется);
- дальнейший поиск информации по уточнённым направлениям;
- анализ новых фактов;
- обобщение;
- выводы, заключение, оформление результатов (обсуждение, презентация (защита), внешняя оценка).
Работая с учащимися школы над проектами, необходимо использовать возможности их родителей и других консультантов — социальных партнеров.
Рекомендации учителям по вопросам организации
проектной работы
- Работая с учащимися над проектом, необходимо постоянно держать связь не только с учениками, делающими этот проект, но и с родителями, консультантами данного проекта.
- При этом необходимо, чтобы учитель сам чётко представлял себе суть проекта, методику его подготовки, оформления и представления (презентации).
- При организации сотрудничества с учащимися необходимо учитывать их возрастную психологию.
- Проектная работа в классе организуется в соответствии с целями и задачами школьного Конкурса проектов.
- В работе над проектом необходимо учитывать достижения передовой науки и практики в области исследовательской и проектной работы.
- При подготовке своих учеников к представлению проектов на Конкурсах необходимо исходить из общих требований презентации проектов.
- При работе с учащимися над проектом необходимо уделять внимание психологической подготовке ребят, чтобы учащиеся защищали свой проект убедительно, грамотно выражали свои мысли и не боялись отвечать на вопросы членов жюри.
В Пакете рекомендаций учителю предложена Памятка по подготовке, оформлению и представлению проекта на Конкурсе.
Памятка по подготовке, оформлению и представлению проекта
Оформление и содержание проекта (в проектной папке):
Структура |
Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит:
наименование учебного заведения, где выполнена работа; фамилию, имя и отчество автора; тему работы; фамилию, имя и отчество руководителя (учитель) и консультантов (и их научные степени); координаторы (Ф.И.О.); город и год |
Паспорт проектной работы | Содержит:
— тему проекта; -учебный год; -школа, класс; -автор проекта (фотография, фамилия и имя); — руководитель проекта (Ф.И.О.); -консультанты (Ф.И.О., научная степень); — координаторы; — график работы над проектом; — иллюстративный ряд к проекту; — материально-техническое обеспечение проекта; — оценка содержания проекта (заполняется жюри); -оценка оформления проекта (заполняется жюри); — оценка презентации проекта (заполняется жюри); |
Визитка | На отдельном листе бумаги коротко представляется проект с иллюстрациями и ценными выдержками из проекта. Визитки раздаются членам жюри и гостям для представления в краткой форме целей и задач проекта.
В визитке должны быть также указаны данные титульного листа проектной работы |
Постер | Стендовый вариант представления работы |
В работе над проектом с более старшими школьниками учителям предлагается таблица по оформлению всего собранного и подготовленного учащимися материала.
Оглавление | Включает:
— наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал |
План
выполнения проекта |
Включает:
— перечисление этапов, идей, путей решения проблем, формы обработки результатов исследований и ход их выполнения |
Введение
(рекомендуемый объем 1 -2 страницы) |
Содержит:
— оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи; — обоснование необходимости проведения работы |
Цель работы и задачи по ее реализации | В этой главе автор раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе, определяет пути их выполнения, дает характеристику предмета исследования
|
Основная часть
(не более 7-10 страниц) |
Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по исследуемой теме:
|
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы; автор анализирует полученные в ходе эксперимента данные |
Список
литературы |
Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы |
В Пакете рекомендаций по работе с детьми над проектом учитель найдёт Набор основных требований для участников Конкурсов проектных работ.
Основные требования для участников Конкурса проектных работ:
- четкость, лаконичность и доступность изложения материала;
- соответствие темы работы ее содержанию;
- актуальность и практическая значимость работы, связь с жизнью;
- эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы; свободное владение материалом;
- грамотное использование наглядности во время выступления; -аргументированное обоснование того, что сделано в проекте своими руками;
- наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
- наличие в содержании и оформлении проекта некой исключительности — «изюминки», что сделает представление проекта более выигрышным;
- умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
- оформление проектной работы;
- наличие перечня использованной литературы, паспорта и визитки;
- форма одежды — в соответствии с темой проекта;
Все эти методические подсказки направлены на помощь учителям, начинающим работать над проектом с мотивированными детьми и их консультантами и родителями.
Опубликовано:
Сборник Северного Окружного Управления Образования Департамента Образования горда Москвы. Окружной Методический Центр. «Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений».
Сизова Р.И., заместитель директора по УВР 1 ступени, Сухова С.В., заместитель директора по НМР
«Основные моменты организации работы заместителей директора школы с учителями, занимающимися проектной и исследовательской деятельностью в ГОУ СОШ № 1249 с углублённым изучением немецкого языка».
Стр. 27 — 34
Выпуск 2. Часть 1. Москва, 2006 год.