Проектная и исследовательская деятельность в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов занимает большое место в работе учителей начальной школы. С каждым годом увеличивается количество конкурсов проектных работ для начальной школы, а значит, все больше вопросов возникает как у педагогов, так и у родителей по подготовке детей к конкурсу.
Вот один из вопросов, который был задан нам, педагогам, на одном из мастер-классов для родителей нашей школы: «Постер — это что?» В рабочей тетради «Учусь создавать проект» для 3 класса на занятии № 8 дается объяснение данного понятия. Постер — это стендовый вариант представления проекта. Постер имеет определенные размеры и структуру. Обычно его делают из картона. Если ребенок участвует в конкурсе проектных и исследовательских работ, ему совсем не обязательно иметь диск с презентацией. Достаточно грамотно создать свой постер и представить его членам конкурсного жюри. Эта форма самопредставления помогает сделать так, чтобы проект был замечен членами жюри конкурса.
Один из наших постоянных Выездных Проектов в Тверской области ребята из начальной школы посвятили работе над постером. Дети разбились на команды, и работа закипела. Необходимо было подготовить тексты, фотографии, интервью и многое другое.
В рабочих тетрадях «Учусь создавать проект» для 3 класса (занятия 8, 9, 10) проводится практическое занятие по созданию такого постера. Этими материалами воспользовались наши проектанты.
Цель этих занятий: формирование умения создавать постер с иллюстрациями и ссылками, графическими схемами и планами. Так как постер состоял из трех частей, то и заполняли его дети совместно со взрослыми.
В основной части ребята указали тему проекта, перечислили авторов работы, руководителя и консультантов.
Ниже они заполнили рубрику «Спасибо тем, кто помогал». Далее в нескольких предложениях они попытались раскрыть основную тему проекта. На левой стороне постера учащиеся поместили цель проекта, задачи проекта и выдвинутую ими гипотезу. На правой стороне постера ученики указали основные результаты работы. Чуть ниже они поместили диаграммы и фотографии.
В самой нижней части постера необходимо было письменно подвести итоги и сделать выводы. Здесь не обошлось без помощи взрослых.
После того как работа была закончена, дети показали проект своим друзьям и взрослым из тверского санатория «Игуменка». Ребятам было приятно услышать в свой адрес добрые и искренние слова от медицинского персонала и администрации санатория.
Для наглядной демонстрации работы над проектом был проведен мастер-класс по изготовлению образца постера на II Московских методических чтениях «Фестиваль методических идей». Вся информация для работы над образцом постера была подготовлена заранее. Задачей учителей было правильно выбрать необходимую информацию и поместить ее на нужные участки постера. Для того, чтобы упростить работу участникам мастер-класса, организаторы продемонстрировали презентацию с пошаговым объяснением действий по созданию постера.
Обмен опытом работы над проектом на методических чтениях показал, что данная информация востребована, полезна и необходима.
Опубликовано:
«Вестник народного образования». Официальное издание Департамента Образования города Москвы. № 16, 2014 год. Стр. 182 — 183.
«Создание детьми постера для представления на Конкурсах проектов».
Селимова Р.Ф. — ГБОУ СОШ № 1249.