В 2012 — 2013 учебном году на кафедре впервые состоялся учебно-познавательный проект всей начальной школы «Литературное наследие — 2013».
Этот проект мы организовали в рамках окружной инновационной площадки «Сетевые проекты профессионального развития как фактор раскрытия детской одарённости в условиях ФГОС нового поколения».
Проект был рассчитан на несколько месяцев. Работа над ним завершилась читательскими конференциями, театрализацией, презентациями творческих работ учащихся.
Новое качественное содержание приобрёл этот проект, осуществляемый в нашей школе в рамках Малой Академии на Чапаевском. По структуре он вышел за рамки одного класса., но работа над ним объединила учащихся разных классов начальной школы.
В рамках одного большого проекта каждый класс выбрал и разработал свою тему, посвящённую творчеству одного писателя — юбиляра 2012 — 2013г.г.
Учащиеся 2А класса исследовали, а учащиеся 1А и 1Б знакомились с творчеством С.Я. Маршака.
Учащиеся 2Б класса исследовали творчество Ю.И. Коваля.
Учащиеся 2В класса — М.М. Пришвина.
Учащиеся 3А класса — В.В. Чаплиной
Учащиеся 3Б класса — Г.Б. Остера
Учащиеся 4А и 4Б классов — А. Линдгрен
Исследовательская деятельность учеников осуществлялась под руководством педагогов в тесном сотрудничестве с родителями. Особенно важно то, что этот проект носил метапредметный характер, так как его осуществление базировалось на интеграции целого ряда предметов учебного цикла: мира книг, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки.
Лучшие коллективные проекты.
75 лет со дня рождения Юрия Коваля.
Руководитель проекта: Белозёрова Алла Аркадьевна
Самым неожиданным и значимым для всех нас стал проект, который представили ученики 2Б класса вместе со своим учителем Белозёровой А.А. «Юрий Коваль — человек — праздник. 75 лет со дня рождения Юрия Коваля.»
Вовлечение в поиски интересных фактов из жизни и творчества Юрия Коваля привело ребят к неожиданным открытиям на уровне своего же класса. Эрудит и всезнайка Саша Альтерман вместе со своей замечательной бабушкой подняли семейные архивы и поняли, что смогут обогатить рассказ о Юрии Ковале ценными воспоминаниями родственников и личными семейными реликвиями. Прабабушка и прадедушка Саши были дружны с художницей Татьяной Алексеевной Мавриной, которая иллюстрировала книги Ю. Коваля.
Ребятам посчастливилось встретиться и с героем рассказа Ю. Коваля «Паша и бабочки». Татьяна Маврина нарисовала портрет Сашиного дяди Паши (кстати, выпускника школы № 1249), когда ему было шесть лет. А другой его портрет подошёл к рассказу «Колесом дорога». Теперь уже взрослый и солидный Паша пришёл в гости к ребятам и стеснительно рассказывал о своих детских воспоминаниях.
Больше двух месяцев ребята готовились к защите своего проекта. Читали рассказы и повести Юрия Коваля, иллюстрировали их. Каждый выбирал для этого наиболее понравившийся рассказ и выражал своё понимание творчества писателя с помощью иллюстрации или письменных зарисовок.
Оценочное мнение жюри.
- Положительная двухмесячная подготовка материалов учителем Белозёровой А.А.
- Вовлечение в поиски интересных фактов из жизни и творчества Ю. Коваля ребят и родителей своего класса.
- Изюминка проекта: Юрий Коваль — писатель и художник — Татьяна Маврина — литературно — художественный дуэт.
- Ученик 2Б класса Саша Альтерман — семейные реликвии от Т. Мавриной и Ю. Коваля.
- Великолепная презентация как составная часть литературного повествования.
- Душевное ведение диалога во время презентации самим учителем.
- Музыкальное сопровождение — заключительная песня в исполнении всех ребят 2Б класса.
140 лет со дня рождения Михаила Пришвина
Руководитель проекта Гришаева Екатерина Александровна
Ребята вместе с Екатериной Александровной подготовили очень интересную и полезную презентацию: «Думаешь чудеса — далеко, а они тут — близко «, где были использованы материалы из музея Михаила Пришвина в селе Дунино Московской области. Здесь же были размещены детские работы к прочитанным произведениям и воспоминания современников писателя.
Ребята вместе с родителями подготовили костюмированные сценки из рассказов Михаила Пришвина, которые очень понравились слушателям. Проведённая на презентации викторина призвала школьников найти и прочитать пока ещё неизвестные детям произведения.
Оценочное мнение жюри.
- Большая подготовка сопутствующего к проекту материала учителем Гришаевой Е.А.
- Большая подготовительная работа в классе с детьми.
- Продуманная подборка биографического материала для презентации.
- Форум рисунков к рассказам М. Пришвина. Выставка в классе, в рекреации школы, размещение рисунков в презентации.
- Совместная подготовка с родителями сценок по сюжетам рассказов.
- Присутствие и сопереживание родителей на празднике.
- Участие абсолютно каждого ученика в утреннике — презентации.
- Со вкусом и любовью выполненная визитка — приглашение.
- Изюминка проекта. Ученик 2В класса Фокин Савва, живущий рядом с домом — музеем М. Пришвина, приносил и показывал ребятам в классе книги из музейной библиотеки Дунино, а также делился интересными и полезными сведениями из жизни писателя, которые узнавал от Хранителя Музея.
125 лет со дня рождения Самуила Маршака.
Руководитель проекта Берсенева Галина Васильевна.
Свою работу над проектом «Самуил Яковлевич Маршак — наш самый любимый поэт и писатель» ребята начали с разработки сценария будущего праздника.
Те, кто уже пробовал делать свои проекты ранее, начали собирать информацию о творчестве С.Я.Маршака, знакомиться с его переводами на русский язык английских народных песен, баллад. А те ребята, что принимали участие в постановке для родителей в конце первого класса «Сказки про козла», выбрали для презентации новую сказку С. Маршака «Кошкин дом». И работа закипела.
Вместе с учителем Галиной Васильевной ребята подготовили компактный рассказ о творчестве Самуила Маршака, а совместно с учителем ИЗО Баклаговой Н.А. была организована в актовом зале выставка рисунков по произведениям Маршака.
На презентации перед гостями смогли выступить не только сами второклассники, но и приглашённые первоклассники с чтением стихов Маршака.
Оценочное мнение жюри.
- Интересный рассказ детьми о творчестве С.Я. Маршака.
- Выставка рисунков по произведениям С. Маршака в актовом зале школы.
- Изюминка праздника: выступление первоклассников со своими презентациями и чтением любимых стихов «Багаж» и «Дом, который построил Джек».
- Приглашение родителей.
- Постановка с костюмами и декорациями сказки «Кошкин дом».
- Создание атмосферы праздника.
105 лет со дня рождения Астрид Линдгрен
Руководитель проекта Павлова Елена Евгеньевна
Ребята вместе с учителем представили свой проект, посвящённый 105 — летию со дня рождения известной шведской писательницы Астрид Линдгрен, подарившей детворе удивительные приключения рыжеволосой девочки Пеппи Длинныйчулок и обитателя крыши одного шведского многоквартирного дома — проказника Карлсона.
Руководителем проекта вместе с детьми была организована большая подготовка как литературной, так и художественной части. В классе наблюдалась большая самостоятельность и активность самих ребят. Подбор биографических данных, сценического материала, костюмов, реквизита. Всем хотелось внести свою лепту в этот проект.
Многочисленные репетиции, взаимовыручка, сопереживание за заболевших артистов, личная ответственность каждого ученика за своё участие в проекте, всё это помогло ребятам организовать настоящий праздник — проект, посвящённый Астрид Линдгрен.
Не случайно, дети были отмечены Отделом культуры Посольства Швеции в Москве.
Оценочное мнение жюри.
- Большая подготовка учителем как литературной части выступления, так и художественной.
- Самостоятельность и активность ребят. Подбор артистов на главные и второстепенные роли. Уважительное отношение к каждому выступающему.
- Сопереживание многочисленных родителей, братьев и сестёр, присутствующих на празднике.
- Чёткое ведение всего праздника с отработкой мелких деталей.