Экскурсионная программа четвероклассников московской школы – интерната № 15 — участников пароходного путешествия Москва – Пермь – Москва. Июнь 1969 год.
Цель путешествия: ознакомление с достопримечательностями маршрута, встреча с интересными людьми.
Углич – город удивительный. Экскурсия по городу. Дворец царевича Дмитрия. Белокаменный Спасо-Преображенский собор.
Кострома. Экскурсия по городу. Памятник Ивану Сусанину – патриоту земли русской. Старинные торговые ряды. Обилие красивых лошадей на улицах города.
Пермь. Экскурсия в зоосад. Экскурсия в городской музей.
Пристань «Красный ключ». Экскурсия к бывшей даче помещика Стихеева, торговавшего хлебом, совершая поездки в разные города на своих пароходах. В настоящее время – это территория дома отдыха.
Пристань «Соколки». Посещение корабля, в котором находится музей «Волгарь — доброволец». Встреча с Лавровым Николаем Андреевичем, бессменным директором музея Волжской флотилии.
Чебоксары. Интересная экскурсия по городу. Всем очень понравилось.
Горький. Экскурсия в музей «Домик Каширина». Домик Каширина – это памятник старого быта.
Кострома. Посещение Ипатьевского монастыря. Осмотр дома – музея Ершова, доверенного человека графа Толстого.
Ярославль. Экскурсия по территории Кремля и набережным города. Посещение городского уникального пляжа с мелким песком.
Пароход «Севастополь». Встреча с ребятами из города Юрьевец, возвращавшимися из похода по родному краю. Беседа с руководителем похода – учителем Юрьевской школы. Интересный рассказ руководителя об их любимом городе Юрьевце.
Пароход «Севастополь». Экскурсия в машинное отделение парохода. Беседа со старшим механиком, который рассказал и показал много интересного.
Пароход «Севастополь». Экскурсия в капитанскую рубку. Разговор о параметрах парохода. Обзор речной глади и берега с помощью бинокля штурмана.
Пароход «Севастополь». Наблюдение за работой шлюза перед городом Чайковский. Надпись боцмана на стенке насоса шлюза: п / х «Севастополь» — 15 июня 1969.
Бытовые и социо — культурные моменты на пароходе «Севастополь»:
Салон парохода:
— вечерние встречи всех путешественников для подведения итогов прошедшего дня
— заслушивание отчётов о проведённых мероприятиях
— участие в познавательной викторине
— проведение дней рождения двух наших девочек, танцы
— работа над составлением отчётов, записи в личных дневниках
Верхняя палуба парохода «Севастополь»:
— вечерние прогулки перед сном
— дневные минутки для загара в хорошую погоду
Вопросы психологического климата:
— разговоры о дружбе, о новых друзьях на пароходе
— обсуждение и разрешение спорных моментов в дружбе
— вопросы тактичного поведения с друзьями и взрослыми
— организационные вопросы: «можно, нельзя» в новой обстановке, в ранее незнакомом месте
Пароходные казусы:
— Перед пристанью Юрьевец на нашем пароходе сломался насос, и пароход остановился, а в воду спустили якорь.
— В Перми, когда мы приехали с экскурсии на пристань, где должен был стоять наш пароход, мы вдруг увидели, что он не стоит, а отходит от берега.
Как мы испугались. Неужели мы опоздали, и пароход ушёл в Москву без нас? А как же мы? Оказалось, пароход просто совершал разворот. Счастливые и довольные мы взошли на борт.
— На пристани Соколки девочки стали играть в мяч, но вдруг наш мячик упал в реку. Мы все подумали, что мячик так и останется в реке, но один местный мальчик достал его нам.
— На пристани Маршенский Посад, на берегу у Раисы Ивановны случайно упала в воду линза от фотоаппарата. Жаль.
— В городе Космодемьянске на наш вопрос, что интересного в этом городе, местные жители ответили, что у них в самом центре города есть кладбище.
Работа моряков парохода «Севастополь»:
— Пристань Семигорье – погрузка ткани на пароход.
— Пристань Елабуга — погрузка ткани на пароход.
— Пристань Дербешка – наш пароход подошёл к наливному танкеру и стал заправляться мазутом.
— Пристань Комбарка – наш пароход заправлялся углём.
— Пристань Юрино – матросы начали грузить на пароход валенки.
Минутки отдыха на берегу во время стоянок и на пароходе:
— На пристани Калязин ребятам удалось срезать удочки, и они начали ловить рыбу.
— Кострома встретила нас дождём. Наши мальчики сходили в городской тир, им там очень понравилось. Ну а девочки в это время ели вкусное мороженое.
— Пермь. После посещения пермского зоосада мы направились в пермский ЦУМ. Нам разрешили походить по магазину и поглазеть на местные товары. Вечером мы отмечали день рождения Марины. Ели пирожное и мармелад. Потом Марина играла, а все ребята танцевали.
— На пристани Семигорье была погрузка ткани. Мы не скучали, пока шла погрузка, успели поиграть в волейбол и набрать различных красивых камешков на берегу.
— На пристани Елово нам удалось хорошо размяться после завтрака. Мальчики сразу же стали играть в футбол, а девочки – в салки. После игр мы вернулись на пароход и расположились в салоне. Кто-то из нас начал играть в домино, а Марина учила девочек играть на пианино.
— На пристани «Красный ключ» многие ребята сразу сбежали на берег, поскольку рядом с пристанью на горе «бил ключ», по названию которого и названа эта пристань. Всем понравилась ключевая водичка!
— На пристани Соколки во время стоянки мы успели сходить на корабль «Волгарь — доброволец», прогуляться по городу, поиграть в мяч и поудить рыбу. Уставшие, но довольные, мы вернулись на пароход и славно поужинали.
—На пристани Козловка стояли пять минут. Когда пароход отошёл от пристани, все ребята пошли на верхнюю палубу. Там они читали и играли.
— город Ярославль. После экскурсии по Кремлю сходили на пляж, и, не смотря на то, что была не очень хорошая погода, некоторые ребята босиком прогулялись по песочку. Так как мы были все легко одеты, то скоро замёрзли и пошли на свой пароход.
Вечером мы справляли день рождения Тани. Мы поздравили её и подарили коробку конфет. А потом были танцы.
Подведение итогов похода.
В сентябре 1969 года в школе состоялся отчёт по результатам нашего похода.
На отчёт мы пригласили директора школы, учителей и учеников начальных классов, родителей, братьев и сестёр.
Каждый из нас выступил с интересным сообщением, рассказывая о каком-либо дне. Мы подготовили альбом с фотографиями и свои маленькие сочинения и отзывы о поездке. Нам понравилось, что все с удовольствием и с интересом слушали нас, рассматривали наши фотографии, читали отзывы.
Особенно радовались наши родители, бабушки и дедушки, ведь они переживали за нас в нашей поездке.
Директор похвалил нас за нашу исследовательскую работу на пароходе и за собранный материал о нашем речном пароходстве.
На нашем отчёте присутствовал представитель районного управления образования. Он предложил нам выступить со своими сообщениями на ежегодном осеннем сборе – отчёте школ Свердловского района города Москвы. Мы с удовольствием согласились.