Макаренковская среда 13 февраля 2019 года
13 февраля 2019 года состоялась очередная макаренковская среда, которая проходила в уютном «кожаном зале» Московского Музея образования в Вишняковском переулке,12, строение 1.
Состоялась уникальная встреча с бывшим военным инженером, бывшим детдомовцем Букаревым Александром Александровичем, создавшим в наше время единственный в России (а, может быть, и в мире) частный Музей Детского Дома. Адрес этого Музея – село Ивачино Харовского района Вологодской области.
21 августа 2015 года на благодатной ивачинской земле открылся первый в России частный музей детского дома, рассказывает одна из Вологодских газет. Создателем этого музея является бывший воспитанник этого дома — член общественной организации «Российский Союз писателей», автор книг, краевед, человек, который ведёт большую исследовательскую краеведческую работу.
Детский дом в селе Ивачино был открыт в апреле 1945 года, за месяц до окончания войны, где воспитанниками его стали дети, чьи отцы погибли на фронте, а матери умерли от голода и тяжёлого труда.
Сам Александр Букарев – бывший воспитанник этого Харовского детского дома с 1945 по 1952 год, попал туда вместе со своей сестрой, когда ему не было и четырёх лет. Позже он – выпускник Суворовского училища, Ленинградского военно-инженерного училища, строитель космодрома Байконур и других стратегических важных военных объектов, общественный деятель, писатель.
С присутствующими на макаренковской встрече, Александр Александрович поделился воспоминаниями о своей судьбе, о пребывании в Харовском детском доме, об уникальной системе самоуправления этого заведения, которая способствовала тому, что воспитанники из послевоенной глубинки смогли стать настоящими людьми и добиться успехов каждый в своей области.
Несмотря на голод и тяготы послевоенной жизни, о детском доме у него остались самые тёплые и светлые воспоминания. А то, чего он добился в этой жизни, он получил закалку в первую очередь, от директора детдома Милицы Михайловны Львовой. Это была удивительная женщина, из старой дворянской фамилии, образованная, интеллигентная.
В Ивачино она оказалась неожиданно после того, как вывезла из Ленинграда группу эвакуированных детей, а обратно вернуться не смогла, поскольку город уже был в блокаде.
Заведуя в те трудные годы разновозрастным коллективом, где были воспитанники от почти ясельного до возраста средней школы, ей удалось создать свою систему самоуправления, которая помогла детдому выжить в то трудное время.
Сравнивая вопросы «Самоуправления» у Макаренко, Букарев А.А. говорит о том, что система управления, подобно той, что выстроила в Ивачинском детдоме М.М. Львова, не было ни у кого. Методика Макаренко гениальна, из малолетних бандитов и беспризорников Макаренко смог сделать нормальных людей, поставив их на ноги. Там была жёсткая рука, дисциплина. Но самоуправление, как считает Букарев, происходило от рекомендаций Макаренко, как руководителя. А в детском доме через три месяца после открытия, Милица Михайловна провела собрание, на котором сами дети выбрали наиболее активных товарищей закрытым детским голосованием и создали «детский совет» из пяти человек. Именно на них опиралась в своей работе Милица Михайловна.
Были созданы пять комиссий: хозяйственная, учебная, санитарная, культмассовая и редакционная, которые формировались теперь уже не взрослыми, а главами детского совета.
В этом Букарев и считает отличие системы самоуправления Львовой от макаренковской, где всё шло сверху вниз. И эта система, как рассказывает Александр Александрович, работала не менее эффективно.
Долгому рассказу о жизненном пути Букарева помогал приехавший с ним на заседание макаренковцев Тасминский Анатолий Иосифович, военный инженер, учитель математики в школе, писатель, публицист, проработавший с ним многие годы на Байконуре и в военной инженерии.
Вместе они показали презентацию о детском самоуправлении в Ивачинском детдоме, вместе вспоминали самые значимые для Букарева А.А. дела, связанные с детским домом.
Рассказали о 14 книгах, написанных Александром Александровичем, о встречах с интересными людьми, жизнь которых была связана с местами детства, о поисковой работе по сбору информации по истории детского дома.
В ходе просмотра презентации развернулась настоящая дискуссия, в которой приняли участие:
Кленина Людмила Ивановна, д. педнаук, проф., НИУ МЭИ
Сушков Сергей Николаевич, проф., философ
Красовский В.В. – драматург
Капустина Василиса Юрьевна – соискатель МГЛУ, кафедра психологии и педагогической антропологии. (Бывшая ученица профессора МПГУ, члена Российской макаренковской ассоциации Максаковой Валентины Ивановны).
Халиков Михаил Халикович – председатель Клуба воспитанников-макаренковцев в г. Егорьевске, бывший сотрудник Педагогического музея А.С. Макаренко в Москве, воспитанник С.А. Калабалина.
Бабичева Вера Владимировна и Новикова Светлана Владимировна (выпускница школы-интерната № 24 г.Москвы для детей-сирот) — педагоги ГБУ ЦССВ (Центр Содействия Семейному Воспитанию) «Каховские ромашки».
Козлова Т.И. – молодая мама двух собственных детей и, мечтающая взять третьего ребёнка из детского дома. Помогает приюту «Незнайка».
В ходе продолжительной дискуссии Букарев А.А. услышал много добрых слов в свой адрес, но касательно расхождений в определении разности системы детского самоуправления между А.С. Макаренко и М.М. Львовой получил много неожиданных для него вопросов.
Большинство выступающих были более расположены к тому, что многое Милица Михайловна Львова почерпнула для своей работы в детдоме из прочтения вышедших довоенных произведений А.С. Макаренко, особенно из «Педагогической поэмы». И применяла многое из прочитанного в своей сложившейся ситуации.
В отзыве на книгу А.А. Букарева «Самоуправление в детском доме» М.Х. Халиков написал о Львовой: «Милица Михайловна сумела создать одну дружную семью и сделать жизнь воспитанников осмысленной, настолько красивой, насколько это было возможно в послевоенные годы разрухи и голода». И выразил благодарность Букареву за то, что в своей книге он сумел раскрыть педагогический подвиг Львовой Милицы Михайловны.
Максакова Валентина Ивановна — кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии МГПУ, постоянная ведущая Макаренковских сред.
Валентина Ивановна познакомила присутствующих с необычной информацией об открытии в (!!!) 1445 году Воспитательного дома во Флоренции. Он стал первым сиротским приютом Европы такого масштаба, где взрослые не только несли ответственность за бездомных детей, но и помогали им при достижении совершеннолетия стать полноценной частью общества. В Воспитательном доме были не только ясли для грудных детей, школа, разного рода мастерские, но также и церковь с аптекой.
Сейчас это стало музеем, который сохранился до сих пор.
О современном музее на базе Сыктывкарской агрошколы-интерната (Республика Коми) также поведала В.И. Максакова.
12 июня 1966 года скоропостижно скончался на 55-м году жизни член-корреспондент РАО, Народный учитель СССР, заслуженный учитель РФ и РК, директор Сыктывкарской школы-интерната Александр Александрович Католиков, который воплотил в условиях типовой интернатной школы модель трудового воспитания по Макаренко.
В первый день Первых Всероссийских педагогических Католиковских чтений 24 марта 1997 года был открыт Мемориальный музей-кабинет Народного учителя СССР Александра Александровича Католикова.
Когда-то Католиков спас из-под поезда детей, но сам получил тяжёлые травмы ног. В нынешнем музее привлекает массивный пульт управления, по которому он отдавал распоряжения, связывался с министрами. Все вещи находятся в том же положении, что и при жизни Католикова. На столе толстый, исписанный рабочий справочник, кипа письменных конвертов от выпускников. Ощущается могучая аура его бывшего хозяина.
Необычно долго не расходились все присутствующие. Разговор за круглым столом продолжался и после окончания заседания, а педагоги ГБУЦССВ «Каховские ромашки» высказали пожелание поделиться опытом своей работы на одном из последующих заседаний.