Уважаемые коллеги!
На нашей встрече в Доме ветеранов педагогического труда (декабрь 2019) я хочу поделиться с вами показом некоторых материалов из моего семейного архива полувековой давности.
Это материалы о встречах с интересными и известными людьми из педагогического окружения тех лет.
Начну я свой рассказ о человеке, с которым по возрасту я никак не могла бы встретиться, но без участия его имени в моей жизни не было бы всех тех встреч, о которых я храню воспоминания.
Мой рассказ о подвиге Педагога с Большой буквы, который около ста лет назад возглавил детскую колонию для беспризорников, и, сотворив чудо, стал родоначальником целого направления в педагогической науке по воспитанию подрастающего поколения.
Имя ему – Антон Макаренко.
Мы вправе гордиться тем, что Решением ЮНЕСКО именно его Имя было названо среди четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в двадцатом веке.
Немного предыстории.
Решением правительства СССР в 1956 году были созданы школы нового типа для обучения в них детей из малообеспеченных семей, которые получили название «школы-интернаты».
В созданном тогда «Положении о школах-интернатах» были названы основные принципы именно макаренковской системы:
Воспитание в коллективе, самоуправление, самообслуживание, производительный труд, выработка собственных традиций.
Всё это директивно предписывалось использовать в своей работе открывшимся школам-интернатам.
Эти годы совпали с началом моей трудовой педагогической деятельности в школе-интернате на севере города Москвы.
Идеи воспитания по Макаренко наш молодой директор Борис Евгеньевич Ширвиндт заложил и внедрил в основу работы школы.
По предложению Бориса Евгеньевича в это время начал создаваться школьный музей Макаренко.
Начались исследовательские и научные походы по местам, где работал Антон Семёнович, и у нас появились новые друзья и знакомые, знавшие Макаренко лично.
Экспедиция по макаренковским местам
В одной из первых научных поездок по макаренковским местам мы встретились с известной всем нам по «Педагогической поэме» воспитателем Елизаветой Фёдоровной Григорович, сердечной музой Антона Семёновича.
Елизавета Фёдоровна расположила к себе всех нас своим особым добродушием и радушием. Речь её лилась как плавный ручеёк. Видно было, что воспоминания для неё были радостны и приятны.
Во время экспедиции были записаны на магнитофон и представлены в музей воспоминания воспитанников о Макаренко.
На фотографии один из них — Беленький Григорий Тарасович. Встречу и разговор с ним я описала в газете «Ленинец» № 8 от 13 марта 1968 года.
В Харькове мы встретились во Дворце пионеров с писателем, бывшим начальником колонии в Куряже – Аркадием Михайловичем Ярославским.
Все мы — члены школьного музея вели активную переписку с бывшими воспитанниками, выполняли их просьбы, обменивались фотографиями.
В моём семейном архиве сохранились письма Клавдии Борискиной — бывшей воспитанницы Детской Трудовой Коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, ставшей впоследствии, ведущей актрисой Театра Русской драмы им. А. С. Пушкина в г. Харькове.
В моём семейном архиве также хранится книга о коммуне им. Ф. Дзержинского «Второе рождение». Её много лет назад мне переслала бандеролью Клавдия Борискина.
Письма и поздравительные открытки отправлял нам бывший воспитанник Пётр Дроздюк .
Зинаида Носик передала в дар музея свою поздравительную открытку – грамоту от Харьковского завода «Коммунар» за её долголетний труд на родном заводе.
Сотрудничество с мемориальным музеем Макаренко в Кременчуге
К нам стали поступать вопросы или просьбы даже от школ и организаций из других городов. И не только из нашей страны.
По официальному запросу директора мемориального музея Антона Макаренко в городе Кременчуге, ребята сделали фотографию улицы имени Макаренко в Москве и фотографию речного теплохода «Антон Макаренко».
Речной теплоход «Антон Макаренко»
Мы не только встретились с экипажем теплохода «Антон Макаренко», но и были приглашены отправиться на этом теплоходе в один из рейсов по Волге, где нам удалось взять интервью у капитана теплохода и сделать многочисленные снимки.
Дружба ребят с соратником А.С.Макаренко – Николаем Эдуардовичем Фере
В 1967 году во Всесоюзном сельскохозяйственном институте состоялось заседание, посвящённое 70-летию со дня рождения и 45-летию производственной, научной и педагогической деятельности профессора Николая Эдуардовича Фере.
Человеком, выращенным из каких-то особенно сортовых семян, так называл А.С. Макаренко своего соратника Н. Э. Фере, который более пяти лет проработал агрономом в детской колонии имени М. Горького.
В те дни 1967 года мы встретились с Николаем Эдуардовичем Фере и лично поздравили его со славным юбилеем. Мы получили приглашение на праздничный вечер, где ещё раз с трибуны, сказали добрые слова в адрес именинника.
На праздничном вечере в Академии наук Николая Эдуардовича поздравили: Виктор Николаевич Терский — соратник А.С. Макаренко, Семён Афанасьевич Калабалин – один из главных героев «Педагогической поэмы», Полина Джуринская – сотрудник-воспитатель детской колонии, соратница А. С. Макаренко.
А школьный музей пополнился новыми фотографиями замечательных людей, посвятивших всю свою жизнь воспитанию молодого поколения.
Личные воспоминания Сизовой Р.И.
О встречах с Семёном Афанасьевичем Калабалиным, Елизаветой Фёдоровной Григорович, с Николаем Эдуардовичем Фере можно рассказывать много, но я горжусь тем, что личные встречи с такими именитыми людьми были в моей жизни.
Немного о книге «Педагогическая поэма»
Уважаемые коллеги!
Имя А.С. Макаренко стало одним из символов советской эпохи. Изменился мир, во многом разительно преобразился быт, на смену одному политическому строю пришёл другой. И что удивительно, сочинения Макаренко, остаются, всё также востребованы, как и прежде. (А.А. Иконников-Галицкий).
В «Педагогической поэме» описано то, чего никак не могло быть, но что, тем не менее, совершилось. Это называется чудом. Чудо на то и чудо, что оно совершается неведомо как. Уникальность книги Макаренко в том, что в ней детально, шаг за шагом описан механизм совершения чуда.
Книга эта устроена очень просто. В ней нет теоретических рассуждений на темы воспитания, отсутствует научная терминология. И при этом, книга представляет собой незаменимое руководство по практической педагогике.
Когда читаешь её, порой возникает подозрение, что где-то между строк автор спрятал некое тайное знание, философский камень, волшебный секрет своей воспитательной системы.
Но ничего тайного здесь нет. Есть ряд предельно простых положений, добытых путём ежедневного подвига.
Макаренко ушёл из жизни в пятьдесят один год, не дожив и до середины двадцатого века, но и в XXI веке педагоги и учёные обращаются к наследию А.С. Макаренко.
Уважаемые коллеги!
Спасибо за внимание!