Тема: Кузнечное дело в воспитании личности. Уроки мастерства горячей ковки в школе.
Ведущая:
Кораблёва Татьяна Фёдоровна – Президент Российской макаренковской ассоциации, кандидат философских наук, доцент.
На этой встрече Михайлова Юлия Ивановна — Руководитель ГБУ МГДУ «Музей московского образования» представила докладчиков:
Кучма Игорь Викторович
Директор Учебного центра «Наука-Сервис» (Москва), кандидат педагогических наук
Сотников Евгений Юрьевич
Преподаватель кузнечного дела в школе «Наука-Сервис» (Москва)
Очень приятно было увидеть знакомые стены одного из кабинетов Дома Учителя в Москве, где проходили ежемесячные очные любимые макаренковские среды за знаменитым «круглым столом».
Директор Учебного Центра Кучма И.В. коротко рассказал о своей школе, о связи работы школы с методами работы в системе А.С. Макаренко и о создании Коммуны на базе городской школы.
Сотников Евгений Юрьевич – преподаватель кузнечного дела в Учебном центре «Наука-Сервис».
Евгений Юрьевич – кузнец в четвёртом поколении. Имеет опыт работы в школе художественной ковки в г. Калининграде, где ребята и взрослые осваивали приёмы классической кузнечной грамоты: вытяжку, осадку, скручивание, пробивку, насечку, гибку и сварку.
Создавая свою книгу «Узоры времени», Сотников рассказывает детям о диковинных кованых орнаментах, о своих творческих и воспитательных задачах, которые он, как учитель, ставит перед учениками.
«Это как семь нот в музыке. Та основа, из которой складываются кружева застывших в изящном металле мелодий, доверчиво пришедших к нам сквозь время» — цитата из книги «Узоры времени» Евгения Сотникова.
Евгений Юрьевич подробно рассказал о двух направлениях в своей работе в школе «Наука-Сервис». Это чистое кузнечное искусство с подготовкой предварительной проработки материалов до конечного результата (вырезки из бумаги будущих деталей и узлов) и знакомство с образцом будущего старинного изделия.
И обязательная связь с современным восприятием старинного искусства. Представляя детям старинный Светец, Евгений повёл разговор о крестьянской культуре, об эпохе использования данного изделия в былые времена, о значимости присутствия его в крестьянской избе. (Светец — подставка для лучины, освещающей жильё, а также старинный осветительный прибор из подставки и укреплённой на ней лучины).
Мы увидели кабинеты, где находятся мини-станки для кузнечных работ и живые зарисовки учащихся во время работы на этих станках (ролики о работе детей).
В беседе приняли участие:
Кораблёва Татьяна Фёдоровна – Президент Российской макаренковской ассоциации, кандидат философских наук, доцент.
Максакова Валентина Ивановна – Постоянная ведущая очных макаренковских сред.
Михайлова Юлия Ивановна — Руководитель ГБУ МГДУ «Музей московского образования».
Огоновская Изабелла Станиславовна — Советник Министра образования Свердловской области, кандидат исторических наук и доцент Специализированного ученого научного центра Уральского федерального университета.
Моргун Владимир Фёдорович — кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Полтавского государственного пединститута им. В. Г.Короленко
Хударова Татьяна Юрьевна — врио директора Лицея имени Героя России Веры Волошиной. Московская область, Наро-Фоминский р-н, д. Головково.
Вопросы от участников беседы:
— Статус образовательного учреждения
-Подробная информация о школе
-Методическое оформление деятельности в данном заведении
-Подробный рассказ о книге «Узоры времени», об эвристическом образовании
-Статус кузнечного дела
-Является ли курс кузнечного дела ДПО оплачиваемым образовательной организацией
-Материальные технологии
-Включение в учебный план занятия Кузнечного дела
-Наполняемость классов во время занятий (6-8 человек)
-Безопасность работы на мини-станках
-Использование опыта А.С. Макаренко в работе с разновозрастными детьми на мини-станках, а также во время летних сезонов
-Использование просмотра фильмов и чтения книг по тематике педагога А.С. Макаренко
-И другие…
Все заданные вопросы не остались без внимания докладчиков. Они объяснили, что вся их педагогическая деятельность, связанная с дополнительным образованием в частной школе направлена на приобретение учащимися навыков совмещения теории и практики, так необходимой в дальнейшем.
В заключение макаренковской среды Игорь Викторович поблагодарил Кораблёву Татьяну Фёдоровну и Михайлову Юлию Ивановну за тёплую встречу. Выразил слова благодарности Моргуну Владимиру Фёдоровичу, Максаковой Валентине Ивановне, Огоновской Изабелле Станиславовне и пригласил всех в гости в «Учебный центр «Наука-Сервис».