«Воспитательная система А.С. Макаренко как основа организации коллективного производительного труда и продуктивной деятельности детей и подростков»
Очень важная и актуальная Конференция состоялась в Музее московского образования Московского городского Дома учителя, Вишняковский переулок, д.12, стр.1, где в настоящее время находится экспозиция «А.С. Макаренко. Свой среди чужих. Чужой среди своих.»
В серьёзной организационной подготовке Конференции приняли участие:
Михайлова Юлия Ивановна – специалист по музейной работе Музея московского образования Московского городского Дома учителя.
Федосов Александр Юрьевич, Первый вице-президент РМА, доктор педагогических наук, доцент, профессор факультета информационных технологий Российского государственного социального университета
Трифонова Жанна Николаевна, вице-президент РМА, магистр педагогики и психологии Университета Ла Сапиенца (La Sapienza Roma, Italia)
С приветствием к участникам конференции обратилась:
Кораблева Татьяна Фёдоровна, Президент РМА, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, вице-президент Международной Макаренковской ассоциации
Присутствие в онлайн – режиме на протяжении всех шести часов коллег из Италии придало особую значимость всего происходящего на конференции.
О значимости роли Макаренко в Римском университете Сапиенца подготовил своё сообщение Де Кумис Никола Сичилиани, ординарный профессор Университета Ла Сапиенца (La Sapienza Roma, Italia), Президент Международной макаренковской ассоциации, член Итальянской макаренковской ассоциации (Рим, Италия)
Научными изысканиями макаренковских трудов поделилась Веджетти Мария Серена, ординарный профессор кафедры общей психологии философского факультета Университета Ла Сапиенца (La Sapienza Roma, Italia) вице-президент Международной Макаренковской Ассоциации (IMS), иностранный член Российской академии образования (Рим, Италия).
Как всегда много времени и внимания в своём докладе и в дискуссиях «Социально-воспитательная педагогика А.С. Макаренко: предтечи и сподвижники» уделил Богуславский Михаил Викторович, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.
Серьёзный разговор о предупреждении рецидивной преступности несовершеннолетних осуждённых, содержащихся в воспитательных колониях, начала Кириллова Татьяна Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ ФСИН России (Москва, Россия).
А продолжили эту тему на практике создания коллектива в условиях детского пенитенциарного учреждения Назаров Александр Дмитриевич, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Сибирского федерального университета, член Красноярской Макаренковской Ассоциации, руководитель проекта «Шаг навстречу» по работе в Канской воспитательной колонии ГУФСИН РФ по Красноярскому краю (Красноярск, Россия); Заложук Олег Владимирович, полковник внутренней службы, начальник «ФКУ Канская воспитательная колония ГУФСИН России по Красноярскому краю» (Канск, Россия); Карапчук Валентина Анатольевна, директор федерального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю» (Канск, Россия)
Об «Актуальности идей А.С. Макаренко в работе с проявлениями буллинга среди подростков» рассказали: Шавырина Анна Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры корпоративной культуры Московского финансово-промышленного университета «Синергия» (Москва, Россия); Сухарева Наталья Владимировна, методист Московского финансово-промышленного университета «Синергия» (Москва, Россия)
Тему «Клиническая социальная педагогика А.С.Макаренко: педагогика воспитательного случая» озвучил Фирсов Михаил Васильевич, доктор исторических наук, профессор. (Москва, Россия).
С проблемами кадрового потенциала пенитенциарных учреждений от Макаренко – к современности, выступили Илюшина Наталия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (Москва, Россия); Трифонова Жанна Николаевна, вице-президент РМА.
Были заслушаны доклады:
Актуализация воспитательного потенциала педагогической системы А.С. Макаренко. Богуславская Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент. (Москва, Россия)
Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения делинквентных подростков в контексте наследия А.С. Макаренко. Дорохова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент. (Екатеринбург, Россия)
От художественных образов «Педагогической поэмы» к «Humanities and Arts». Кораблева Татьяна Фёдоровна, Президент РМА, кандидат философских наук, доцент.
Развитие технологической культуры воспитанников как основы коллективного производительного труда в детской трудовой колонии М.Горького. Федосов Александр Юрьевич, доктор педагогических наук. (Москва, Россия)
Творческое осмысление идей А.С.Макаренко в контексте современности . Третьякова Вера Степановна, доктор филологических наук, профессор. (Екатеринбург, Россия)
Опыт и проблемы детского развивающего центра «Волшебная школа Остентум». Косулина Ольга Аркадьевна, директор АНО «Студия актуальной психологии и социальной адаптации детей и взрослых, в т.ч. с нарушением способности к самообслуживанию, обучению и труду» и детского развивающего центра «Волшебная школа Остентум» (Санкт-Петербург, Россия)
Белорусские макаренковеды Ермолич Светлана Яковлевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка (Минск, Беларусь) и Петрашевич Инна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента гуманитарного факультета Института современных знаний имени А.М.Широкова (Минск, Беларусь) рассказали о социально-педагогической поддержке семейного воспитания и о личностно-ориентированном подходе на основе педагогических идей А.Макаренко. На предложение Богуславского М.В. о создании белорусской макаренковской ассоциации Ермолич С.Я. и Петрашевич И.В. обещали продолжить начатый разговор.
В адрес Международной научно-практической конференции были представлены материалы:
Наследие А.С. Макаренко: «Педагогика общества» Фролов Анатолий Аркадьевич, доктор педагогических наук, профессор, научный консультант научно-исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко» Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.
Актуализация теории и практики «первичного коллектива» в современных условия . Илалтдинова Елена Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, ректор Нижегородского института развития образования (Нижний Новгород, Россия)
Трудовое воспитание подрастающего поколения в педагогическом наследии А.С.Макаренко. Мардахаев Лев Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, профессор факультета социальной работы Российского государственного социального университета (Москва, Россия)
Возрождение и развитие производственного образования в Российской Федерации (на примере школьных учреждений агротехнологического профиля). Хударова Татьяна Юрьевна, директор МАОУ лицея имени Героя России Веры Волошиной Наро-Фоминского городского округа Московской области, Почетный работник общего образования РФ (МО, Россия)
На конференции были вручены медали А.С. Макаренко «За педагогическую доблесть» родственникам макаренковедов Д.В. Григорьева, В.В. Зарецкого и Д.П. Барскова.
Деловая часть шестичасового международного педагогического марафона показала то, что присутствующие со всей ответственностью и серьёзностью восприняли то, что было раскрыто во всех докладах выступающих. Влияние воспитательной системы А.С. Макаренко на организацию коллективного производительного труда и продуктивную деятельность детей и подростков в наши дни востребовано!
Идеи Макаренко живут и побеждают!
В заключительных словах Кораблёвой Т.Ф., Богуславского М.В., Федосова А.Ю. прозвучала высокая оценка состоявшейся международной научно-практической конференции и высказаны слова благодарности всем присутствующим очно и в онлайне.
Спасибо большое любимому московскому Дому учителя, с главным хранителем музея Михайловой Юлией Ивановной. Дом учителя стал «настоящим партнёром» макаренковской ассоциации и делает многое то, что помогает сохранять педагогическое наследие Антона Макаренко. Именно здесь имеют возможность встретиться бывшие воспитанники С.А. Калабалина, «внуки» А.С. Макаренко, во главе с неутомимым калабалинцем М.Х. Халиковым.
Всем мира и добра! Ариведерчи! И до встречи! Пожелали друг другу те, кто присутствовали на конференции лично, и те, кто находились в онлайн-эфире. Традиционная минутка «фотографирования на память» состоялась! До встречи!