А.С.Макаренко

Заключительная Макаренковская среда 2022 года

Заключительная  Макаренковская среда  2022 года

14 декабря 2022 года ГБУ г. Москвы «Московский городской Дом учителя» и Российская макаренковская ассоциация провели Макаренковскую среду сезона 2022/2023г.г.

Встреча была посвящена 105-летию со Дня рождения Москаленко Константина Александровича — замечательного педагога, одного из реформаторов советской школы, основоположника Липецкого педагогического опыта, сумевшего кардинальным образом изменить структуру отечественной системы образования в середине  XX века.

Ведущая:

Кораблёва Татьяна Фёдоровна, президент Российской макаренковской ассоциации, кандидат философских наук – Москва

Содержание встречи:

— Выступление липецких педагогов и близких учёного Москаленко К.А;

— Просмотр архивных материалов, свидетельств соратников и коллег учёного, посвящённых его деятельности;

— Обсуждение значимости результатов основоположника Липецкого опыта 60-х – 70-х годов прошлого века.

Докладчик:

Шопина Людмила Павловна – доцент, кандидат педагогических наук «Миссия Прометея»

В своём докладе Людмила Павловна обратила внимание на основные моменты биографии учёного, такие как добровольное участие педагога в Великой отечественной войне, о работе в послевоенное время и о рождении в семидесятые годы под руководством учёного-реформатора знаменитого Липецкого педагогического опыта.

Константин Александрович был педагогом-новатором и вместе с молодыми учителями липецких школ разработал и реализовал в школьной практике гуманные инновационные технологии обучения, такие как: Личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, особые методики чтения – «Птичий базар» и «Чтение в унисон», обучение детей с 6 лет, пятидневка с резервным днём (суббота), структурное  усвоение материала.

Большое внимание уделялось методам и приёмам обучения, а именно: поурочный балл, комментированное письмо, структурное усвоение материала, фронтальный опрос, самостоятельные и творческие задания и многое другое.

Вот как писал о Москаленко известный советский учёный в области педагогики, доктор педагогических наук, профессор ЛГПУ Сталь Анатольевич Шмаков (1931-2000г.г.):

«К.А. Москаленко разработал и проверил на опыте в школах № 3, № 8, № 9 и других несколько технологических новаций.  Утверждаю, всё это сделано им впервые в истории советской школы».

О «Развитии традиций К.А. Москаленко в опыте работы лицея его имени» рассказала в своей презентации Тюнина Светлана Валерьевна, директор лицея № 3 им. К.А. Москаленко г. Липецка, член Совета директоров образовательных учреждений, член Координационного Совета по реализации инновационных проектов Департамента образования города Липецка.

Презентация показала богатую творческую жизнь липецкого лицея № 3  имени К.А. Москаленко. Это Москаленковские чтения (2021 год), Педагогическая Гавань (2022 год),  Семинары для молодых специалистов в рамках программы «Становление» «Я Учитель. Корпоративная культура педагога», Творческие презентации методических объединений лицея.

Были подробно раскрыты гуманистические идеи Москаленко и показаны фрагменты чёрно-белого фильма времени работы Москаленко.

После выступления Тюниной С. В. свои интересные сообщения подготовили заместители директора ГБОУ Лицей №3:

На фото: слева направо: Константин Александрович и Ольга Андреевна Москаленко, Светлана Валерьевна Тюнина, Ирина Николаевна Квасова, Людмила Павловна Шопина, Ольга Николаевна Кантур

Кантур Ольга Николаевна – кандидат педагогических наук

Квасова Ирина Николаевна

Коростелёв Александр Владимирович

Ярким выступлением на онлайн-встрече покорила присутствующих Зинаида Михайловна Тюфляева, которая в 2008 году ушла на пенсию, с педагогическим  стажем в 51 год, из которых 40 лет в Институте усовершенствования учителей г. Липецка.  Будучи студенткой, она впервые встретилась с Константином Александровичем, а затем много лет проработала с ним по внедрению нового метода обучения.

Москаленко чётко определял её роль как методиста, а в институте читал курс лекций для учителей, использующих новые методы обучения, серьёзно готовился к лекциям, используя собственно ручные таблицы, плакаты и дополнительные материалы. После проведённых лекций был постоянно окружён многочисленными учителями, задававшими всевозможные грамотные и необходимые для работы вопросы.

Зинаида Михайловна рассказала о некоторых приёмах и методах обучения, предложенных Москаленко. Среди них —  речитативные упражнения «Волна», «Маятник», «Птичий базар» и другие.

Также поделились своими воспоминаниями участники макаренковской среды — члены семьи учёного: сын —  Евгений Константинович Москаленко и сноха – Ольга Андреевна Москаленко, рассказав о «Личности Москаленко К.А., и об особенностях жизненного пути Педагога».

Вспоминая об отце, Евгений Константинович рассказал о любимом томике Пушкина, находившемся в доме. С ним никогда не расставался его отец, а  всего Евгения Онегина он знал наизусть. А ещё рассказал о любимом музыкальном инструменте отца —  мандолине.

Вопросам значимости результатов основоположника Липецкого опыта 60-х – 70-х годов прошлого века посвятил своё выступление  Богуславский Михаил Викторович —  член-корреспондент РАО, профессор, д.п.н., вице-президент Российской макаренковской ассоциации.

Поздоровавшись со всеми коллегами, Михаил Викторович обратился к сыну Москаленко, сказав, что Евгений Константинович похож фактурно на своего отца, человека с большим внутренним стержнем.

О Москаленко — липецком феномене, Богуславский писал  ранее, и он заметил, что даже сейчас, более 30 лет он не прерывает свои связи с г. Липецком. Прослушав сегодняшние выступления липецких педагогов, академик дал высокую оценку многослойной и исчерпывающей  картине об этом феномене, Михаил Викторович отметил, что это настоящий липецкий корифей. Именно Константин Александрович первый бросил «камень в болото», затронув основу урока, а это — основа основ.

Выделились основные факторы хрущёвского десятилетия, когда со строительством липецкого Комбината в город потянулись молодые педагоги со своими новаторскими идеями «от народа». Москаленко правильно уловил это время и создал то, что стало прорывом в науке о школьном уроке.

В это же время  пробовали свои силы в реформировании школы педагоги Казани, Ростова-на-Дону, а в Москве —  Занков Леонид Владимирович, как можно видеть — размах был большой. И Занков и Москаленко пользовались большой любовью учителей — новаторов, десятками и сотнями посещавшими их семинары и школы.

Время Москаленко прошло, ушли те годы, как он «выстрелил», но история показывает, что сейчас идёт реинкарнация его важных трудов.

В настоящее время, как и в шестидесятые годы, идёт активный поиск путей совершенствования образования на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Педагогические традиции помогут в осмыслении и разработке современных проблем обучения и воспитания.

В заключение встречи выступила:

Ямалетдинова Флёра Михайловна – институт педагогики и психологии, кафедра педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина, доцент, кандидат педагогических наук.

Флёра Михайловна сказала большое спасибо всем выступающим, рассказав, что всё было интересно, и что итоги этой встречи будут полезны как липецким коллегам, так и всем нам.

На декабрьской макаренковской встрече присутствовали  также: Михайлова Ю.И., Трифонова Ж. Н., Кондратьев В.М., Аксёнов С.И.(Нижний Новгород), Иващенко Е.В. (Белгород), Шушаричева Е.В.(Екатеринбург), Снегуров А.В., Сизова Р.И., Строганова Л.В.

Дружеский разговор до начала встречи направляла и поддерживала Кораблёва Татьяна Фёдоровна, эта приятная форма онлайн-общения, напомнившая многим  «посиделки за круглым столом» в Доме учителя в Москве, сближала всех присутствующих.

В одной из мини-пауз Татьяне Фёдоровне удалось показать формат книги Марбургского Университета  «25 ЛЕТ» 1968 года издания. Это библиография трудов о Макаренко, изданных за 25 лет (1968-1993) в Западной Германии, включающая в себя более 200 работ. В этом огромная заслуга известнейшего макаренковеда, Президента Международной макаренковской ассоциации (1996-2002) доктора Гётца Хиллига (1938-2019), говорившего на русском и украинском языке. Особенность этого издания – необычный формат: книгу можно обхватить одной рукой, текст представлен на двух языках с подробнейшим историко-педагогическим комментарием. В частности, Татьяна Фёдоровна раскрыла название книги «Святой Макаренко», задачей которой было «показать царапины на образе святого», каким, по мнению немецких коллег, Макаренко вошёл в советскую педагогику.

 

 

 

 

 

 

На этой макаренковской встрече не обошлось и без казуса. В самом конце при подведении итогов встречи отключились липецкие друзья. Оказалось, помог властелин Снегопад, отрубив свет во всём лицее в г. Липецке.

Будем надеяться на лучшее, и до новых встреч в 2023 году!

Добавить комментарий