Рубрика «Тесты и самоанализ» поможет будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
1 класс
Занятие № 4 — Оценка первого этапа работы над проектом. Первая ступенька лестницы – «молодец!»
Занятие № 7 – Вторая ступенька лестницы. Очень важно уметь решать проблемы — «молодец!»
Занятие № 17, 18 – третья ступенька проектной лестницы. Сложная работа – составление визитки — «молодец!». Вручение медали Мудрым Дельфином: за сообразительность, за усидчивость, за находчивость.
Проектант позитивно сам оценивает свою деятельность над своей работой и выбирает одну из виртуальных медалей Мудрого Дельфина.
Занятие № 31 – Тест «Чему ты научился?» — Отвечая на 9 заданных вопросов словами «Да» или «Нет», необходимо проверить себя в приобретении некоторых умений и навыков за прошедший период.
Занятие № 35 – Определение основных качеств, приобретённых во время работы над проектом. Из 8 карточек необходимо выбрать 5. (Трудолюбие, уверенность, усердие, находчивость, усидчивость, любознательность, остроумие, сообразительность ).
2 класс
Занятие № 6 – Проверка усвоения некоторых новых понятий (Хобби, формулировка, этап ). Самоанализ выполненной работы на примере «улыбающегося солнышка и грустной тучки».
Занятие № 16 – Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы. Вписать недостающие слова, используя карточки — подсказки.
После проверки теста прочитать самостоятельно добрый совет Мудрого Дельфина о том, что не надо расстраиваться, если не смог ответить на некоторые вопросы, что пока всего лишь идёт учёба, и постепенно можно преодолеть все трудности.
Занятие № 22, 23 – Формирование оценки коммуникативной компетентности. Необходимо поделиться впечатлениями от своего пробного выступления, рассказать о своих чувствах. Оценить самому себя. Для этого «взять в облачко» оценивающее ребёнка выражение: «Отлично», «Хорошо», «Надо ещё потрудиться».
Занятие № 25 – Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина». Выявление объёма накопленных знаний во время проектной деятельности, проверка на сохранность знаний.
Занятие № 28 – Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение её в разных видах. Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний.
Занятие № 33 – Самоанализ – рефлексия после выступления перед незнакомой аудиторией. Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места.
3 класс
Занятие № 14, 15, 16 – Оцени свою работу по умению настраивать анимацию на слайде. Закрась облачко: «Отлично», «Хорошо», «Плохо», «Не получилось, как хотелось».
Напиши в своей рабочей тетради свои впечатления от проделанной работы по созданию слайдов к мини – презентации.
Проанализируй высказывания друзей на презентацию твоего журнала: Что тебе понравилось? Что тебя огорчило или расстроило?
Занятие № 17, 18, 19 – Программа МРР. Дизайн. В конце занятия – самоанализ. Надо отметить: мне понравилась (работа моих друзей; моя работа; работа соседа по парте ).
Мне было: очень трудно создавать дизайн; интересно, но трудно создавать дизайн; легко создавать дизайн.
Занятие № 20, 21 – Фотография на слайдах. Самоанализ или рефлексия – очень нужный этап занятия. Надо отметить: «Мне интересно работать в программе МРР с фото».
«Мне сложно работать в программе с МРР с фото». «Мне интересно, но сложно работать в программе МРР с фото».
Если сложно работать в программе МРР с фото, выбрать одно из следующих действий: «Я не буду больше себя мучить и оставлю всё как есть». «Я обращусь за помощью к друзьям или учителю». «Я попробую ещё раз, и у меня всё получится».
Занятие № 31 – Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Формирование умения оценивать свою работу и видеть пробелы в ней, развитие самокритики.
Занятие № 32 – Формирование умения подводить некоторые итоги своей деятельности. Умение дать оценку своей работе над проектом. Попробовать оценить работу словами : «Хорошо» или «Отлично».
4 класс
Занятие № 25 – Ознакомление учащихся с критериями оценивания проектной деятельности учащихся, формирование умения делать соответствующие выводы. Изучение критериев жюри, оценивающих твою проектную деятельность.
Необходимо написать вывод к каждому пункту жюри с последующим общим выводом. Например: к созданию проекта буду подходить творчески. Я буду стараться, чтобы мой проект был оригинальным, с «изюминкой». Или: Буду стараться отвечать на все вопросы из зала и стараться удерживать внимание аудитории.
Занятие № 29 – Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Формирование умения оценивать свою работу и видеть пробелы в ней, развитие самокритики.
Детям предлагается тест по теме «Советы Мудрого Дельфина». После самостоятельной работы дети вместе с учителем проверяют работу и оценивают для себя каждый правильный ответ.
Занятие № 32 – Формирование умения подведения итогов в работе над проектом. Учащиеся самостоятельно пишут свои впечатления от работы над проектом. Педагог предлагает классу ознакомиться с ответами детей. Это помогает определить, насколько результативным был этот год работы над проектом.
Занятие № 33 – Формирование умения делать выводы, умозаключения в виде советов и пожеланий будущим проектантам. Тем, кто усердно работал, не боялся трудностей, Мудрый Дельфин дарит «шапку учёного» и просит дать советы будущим проектантам. В конце занятия дети по желанию читают свои советы.