Первые шаги в проектной деятельности первоклассников: Белозёрова Алла Аркадьевна – лауреат конкурса Грант Москвы 2009; куратор и разработчик организационной документации для сборников «Малая Академия на Чапаевском — 2009, 2011, 2016»; учитель первой категории; руководитель проектов – призёров и победителей окружных, городских и всероссийских конкурсов; руководитель одного из лучших школьных проектов «Юрий Коваль – человек — праздник».
Проектная деятельность согласно новым стандартам образования становится одним из ведущих его направлений.
В осуществлении проектной деятельности первоклассников есть свои особенности, связанные с возрастом. Дети только начали школьную жизнь, у них ещё не выработаны представления о коллективе, сотрудничестве, учебных правилах. Первоклассники пока не обладают самокритичностью, не могут оценить степень и полноту своих исследований.
Но в то же время этот возраст для закладки основ проектно – исследовательской деятельности. Ребятам очень важно удовлетворить свой познавательный интерес, самореализоваться, достичь успехов.
Поэтому в первом классе для меня был очень важен сам процесс участия детей в проектировании. Всё внимание я старалась направлять на то, чтобы развивать умение видеть проблему (прежде сформировать понятие об этом ), задавать вопросы, умение наблюдать, сотрудничать с товарищами, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, развивать творческое воображение.
Для этого на уроках и во внеурочной деятельности создавались проблемные ситуации, вводились диалоги, то есть такие виды деятельности, которые предполагали творческую инициативу, развитие самооценки, творческого мышления.
Вот примеры некоторых заданий и учебных ситуаций, которые предлагались детям.
На развитие самооценки: (беседа)
— Нравится ли вам сейчас школа? А что конкретно?
— Если бы к вам прилетел инопланетянин и спросил: «Кто такой ученик?» Как вы объяснили бы это ему?
— Каким бы ты хотел (а) быть учеником?
— А каким не хотел (а)?
Задания на умение определять проблему исследования. ( Это задание очень нравилось детям).
В нём предлагалось детям посмотреть на мир «чужими глазами». Вначале была история:
Мальчик Витя жил в красивом доме. Рядом с домом был сад, в котором поселились птицы. Своим пением они будили его по утрам, щебетали, строили гнёзда, летали везде и всюду. Но Витя выгнал их из своего сада.
Детям надо было продолжить рассказ двумя предложениями и сказать по -разному, представив себя Витей, птицей, деревом, домом, гусеницей.
На развитие умения выдвигать гипотезы предлагалось такое задание:
На доске изображены предметы: апельсин, мобильный телефон, букет цветов.
— При каких обстоятельствах эти предметы могут быть полезны?
— При каких обстоятельствах эти же предметы могут быть вредны?
Дети представляли ситуации, отвечали по-разному. Им было интересно думать и отвечать.
А вот фрагмент одного из занятий по рабочей тетради «Учусь создавать проект». (Занятие № 9). На нём мы отрабатывали навыки умения выдвигать гипотезу, формулировать её.
Идёт обсуждение маленького рассказа «Варя и чиж» и той проблемной ситуации, которая там возникла: девочка Варя и чиж, который в клетке и не поёт, потому что он в неволе.
Дети вначале увидели ситуацию на поверхности. Варя выпустит чижа из клетки, и тот запоёт и улетит.
А Аня Красникова сделала предположение, что девочка и птица были друзья, и не смогут разлучиться так просто. Чиж будет прилетать, и кружить над домом. Он очень будет скучать без Вари, хотя и запоёт.
Меня такая ситуация (идти дальше предложенного ) порадовала как учителя.
Развитию навыков речи, работы со словом, текстом способствовали такие задания:
— Вообрази себя яблоком на ветке. Расскажи о своих ощущениях;
— Я начну, а ты продолжи:
Холод – это: айсберг, лёд, мороз …
Зима (лето) – это: …
Всё это во многом способствовало успешности вхождения в проектную деятельность.
Проекты, а они у нас были разные: групповые, индивидуальные, мини-проекты и более объёмные, издавались в процессе изучения той или иной темы на уроках.
Проект «Моя любимая игрушка» возник как результат чтения и обсуждения рассказа В. Драгунского «Друг детства». Дети приносили в класс игрушки, читали свои маленькие рассказы на тему: «Почему моя игрушка мне дорога».
Проект «Дом моей мечты, как я себе его представляю», возник, когда мы читали и обсуждали книгу Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Тема была: «Как найти настоящих друзей». В конце обсуждения дети отвечали на вопрос:
— Почему такое нелёгкое дело как строительство дома оказалось для героев книги привлекательным и по силам?
— А как ты представляешь себе Дом своей мечты, и каким он должен быть, чтобы жилось в нём легко и радостно?
Своё представление о таком доме дети выражали в рисунках и рассказах.
Вывод: в нём должны быть друзья. Это – Дом Дружбы.
В рамках интеграции литературного чтения и окружающего мира был подготовлен творческий проект «Однажды нынешней зимой».
Незадолго до зимних каникул я предложила детям сочинить, а вернее продолжить историю о снеговиках, которые появились во дворе их дома. Дети фотографировали, рисовали, сочиняли рассказы, в которых в сказочной форме отражали свои наблюдения за явлениями, происходящими зимой в природе.
В период обучения грамоте был подготовлен коллективный проект «Живая азбука». Дети создавали образы букв (каждый свой) и готовили рассказы на тему «День рождения буквы». Потом этот проект был представлен на празднике «Прощание с Азбукой».
В рамках окружающего мира было подготовлено несколько проектов о животных.
Ученики делились на группы, пары, но были и индивидуальные проекты. Особенно всех покорил проект Артёма Никуличева «Бабочки».
«Что мы знаем о птицах?». Так назывался один коллективный проект, цель которого была: создать представление о перелётных и зимующих птицах и о наиболее интересных их представителях. Дети сами, по своему желанию, готовили и собирали материал, а потом представляли в виде рисунков, презентаций или устных рассказов.
«Кто как зимует?». Некоторые учащиеся выбрали эту тему. Очень много интересного узнали ребята о бобрах, белках, зайцах, лисицах, медведях. Помогали, конечно, родители, активно включившиеся в этот процесс.
На уроках математики в период формирования представлений о натуральных числах и знакомства с десятичной системой исчисления, в самом начале была создана проблемная ситуация в виде вопроса: Как же люди обходились без цифр, как считали в древности, как измеряли, как это было на Руси?
Мы побывали на экскурсии в Политехническом музее, где получили ответы на многие вопросы и узнали много интересного из истории чисел и цифр, измерений. А Полина Лунина подготовила и представила проект «От древности до наших дней; как считали раньше, и как было со счётом на Руси».
Таким образом, проектная деятельность в первом классе создала мотивацию к учёбе и к исследовательской деятельности в дальнейшем.