Гипотеза — как один из основных терминов, необходимых при создании проекта: Белозёрова Алла Аркадьевна – лауреат конкурса Грант Москвы 2009; куратор и разработчик организационной документации для сборников «Малая Академия на Чапаевском — 2009, 2011, 2016»; учитель первой категории; руководитель проектов – призёров и победителей окружных, городских и всероссийских конкурсов; руководитель одного из лучших школьных проектов «Юрий Коваль – человек — праздник».
Уважаемые коллеги!
Проектной работой с учащимися я занимаюсь почти 12 лет. Это позволяет мне организовать обучение детей через их желание, мотивацию самостоятельного поиска знаний, развитие познавательной активности.
С момента появления Рабочих тетрадей «Учусь создавать проект» и внедрения их в работу с детьми, я всё больше убеждаюсь, что они способствуют успешной реализации проектной деятельности. Тетради позволяют выстроить методически правильно и продуктивно всю работу с детьми с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Сегодня мне хочется поделиться с вами опытом моей работы с детьми над термином «гипотеза».
С первого класса мы встречаемся с этим термином в Рабочих тетрадях.
(На экране занятие №8, стр.16 – 1 класс).
Очень сложно донести до маленьких проектантов его смысловое значение. Не каждый взрослый может порою правильно построить гипотезу того или иного события, явления, случая. Эту работу я провожу с ребятами в виде игры:
— Я начну, а ты продолжай! Например: если я буду много читать, то…
— Я буду много знать. – Я стану самым умным на свете. – Я, наверно, испорчу себе зрение и так далее. (Все ответы выслушиваются и по-доброму комментируются).
Уважаемые гости!
Давайте на несколько минут вернёмся в мир детства и поиграем вместе в эту игру. Я строю первую часть суждения, а вы – вторую.
— Если рядом со мною будут мои друзья, то…
— Если всегда будет светить солнце, то…
— Допустим у меня дома появился пушистый кот, то…
— Предположим на Новый год мне подарят золотую рыбку, то…
— Возможно, наше образование ждут большие перемены, то…
Любая ваша гипотеза должна быть либо опровергнута, либо подтверждена.
Уважаемые коллеги!
Я вам расскажу на примере проекта Никуличева Ивана «Ох уж эти шершни» о тех методах, которые были необходимы ему для подтверждения своей гипотезы.
Вот его гипотеза: «Допустим хищные насекомые шершни – опасные, наносящие вред наши соседи». Для доказательства правдивости этой гипотезы необходимо было изучить поведение шершней в природе, что и сделал наш проектант.
Для этого проектантом были использованы следующие методы:
— проведение непосредственных наблюдений за поведением насекомых за городом (т.е. на своей даче);
— ведение записей в дневнике во время наблюдений; зарисовки;
— осуществление съёмки на плёнку и сбор этого видеоматериала о жизни шершней;
— зарисовка гнезда шершней изнутри;
— сбор и изучение документальных и научных источников по теме;
— проведение эксперимента по использованию своего способа борьбы с шершнями;
— проведение сравнительного анализа поведения пчел, ос и шершней как близких в природе сообществ.
Во время демонстрации презентации своего проекта Иван показал «танец шершней», чтобы подтвердить или опровергнуть свою теорию, нужды ли в природе шершни.
Показ видеоролика «Танец шершней».
Уважаемые гости!
Если бы вам захотелось ответить на этот вопрос. Какую гипотезу выдвинули бы вы?
А вот какое своё открытие сделал Никуличев Иван. В ходе исследования он предположил, что шершни «танцуют», подобно пчёлам, с целью передачи информации друг другу. Но источников, подтверждающих это предположение, ему пока не удалось найти.
Работая над проектом, опираясь на факты, полученные в ходе исследования, Иван пришёл к выводу и подтвердил свою гипотезу, что хищные шершни представляют опасность для человека. Вместе с тем их существование необходимо для соблюдения баланса в живой природе.
Уважаемые коллеги!
На развитие умения выдвигать гипотезу я предлагала ребятам такое задание. На доске слова и словосочетания: апельсин, мобильный телефон, букет цветов.
— При каких обстоятельствах эти предметы могут быть полезны?
— При каких условиях эти же предметы могут быть вредны?
Дети представляли ситуации, отвечали по-разному. Им было интересно думать и отвечать.
А вот фрагмент одного из занятий по рабочей тетради «Учусь создавать проект» -1 класс, стр. 18, 19. На нём отрабатывались навыки умения выдвигать гипотезу, формулировать её.
Обсуждали маленький рассказ «Варя и чиж» и проблемную ситуацию, которая там возникла: девочка Варя и чиж, который в клетке и не поёт, потому что не на воле.
Дети вначале увидели ситуацию на поверхности: Варя выпустит чижа из клетки, и тот запоёт и улетит. А Аня Красникова сделала предположение, что девочка и птица были друзья и не смогут разлучиться просто так. Чиж будет кружить над домом, и прилетать к окну.
Меня такая ситуация (идти дальше предложенного) порадовала как учителя.
Уважаемые коллеги!
В методическом пособии к Рабочей тетради 1 класса даётся более подробный разбор для конспекта данного занятия № 9.
Давайте мы с вами за наших детей дадим свои варианты предполагаемых гипотез. Продолжите мысль:
— Если Варя выпустит чижа из клетки, то…
— А что если Варя не захочет отпустить чижа на волю, ведь она так привыкла к нему…
— Допустим, у чижа тоже был свой интерес, хотя в доме за ним все ухаживали…
После долгих таких тренировок ваши дети будут с лёгкостью строить свою гипотезу относительно любого проекта.
Уважаемые коллеги!
Давайте отойдём на сегодня от темы «Гипотеза, предположение». Я хочу вам рассказать о том, какие удивительные повороты в проектной деятельности могут произойти и с вами, и с нами. В прошлом учебном году вся наша начальная школа принимала участие в коллективном проекте «Литературное наследие – 2013». Каждый класс готовил презентацию по творчеству писателей – юбиляров 2013. Нашему классу выпала честь рассказать об одном из самых известных и любимых детских писателей, чьи книги многократно переиздавались и переиздаются – о Юрии Иосифовиче Ковале.
Юрий Коваль – 75 лет! Удостоен почётного диплома им. А.П.Гайдара, почётного «Андерсоновского диплома» и многих других. Книги Юрия Коваля переведены на несколько европейских языков, на китайский и японский. По многим его произведениям сняты и продолжают сниматься художественные фильмы и мультфильмы. Редакция журнала «Мурзилка» учредила ежегодную премию имени Юрия Коваля за лучшее литературное произведение для детей, а вручение этой премии происходит в день рождения писателя.
Знакомясь с произведениями Юрия Коваля, мы невольно знакомились с рисунками известной художницы Татьяны Мавриной.
Обычно бывает так: писатель написал рассказ – художник делает к нему рисунок. Иногда получается наоборот: художник сделал рисунок – писатель сочиняет к нему рассказ. Юрий Коваль ходил по лесным дорогам, ночевал у костра и, вернувшись, домой, записывал, что видел.
В разное время, случайно, не сговариваясь, жили два художника в одной деревне, бродили по берегу одной реки. И так получилось, что художник и писатель рассказывали об одном и том же – о весенних берёзах, о бабочках и грачах, о Большой Медведице. И это всё я рассказываю о творческом союзе писателя Юрия Коваля и художницы Татьяны Мавриной.
А теперь обещанный необычный поворот в подготовке нашего проекта. Ко мне вместе с бабушкой подошёл однажды ученик моего класса Саша Альтерман. И, конечно же, зашёл разговор о коллективном нашем проекте. Оказалось, что Татьяна Алексеевна Маврина была дружна с семьей Саши, с его прадедушкой и прабабушкой.
Так, наряду с коллективным проектом, появился необычный особый индивидуальный проект, который стал украшением нашего выступления «Литературное наследие – 2013».
С именем художницы Татьяны Мавриной несколько лет назад был связан проект четвероклассника Буянова Никиты, который делал свой проект о её творчестве. А как продукт своего проекта Никита подарил нам галерею своих личных иллюстраций к азбуке поэта Саши Чёрного. Эту выставку картин вы увидите, когда будете подниматься на второй этаж нашего здания.
А сейчас давайте предоставим слово Саше Альтерману о его удивительных открытиях в своей родословной.
Уважаемые коллеги!
Проектная деятельность даёт, несомненно, положительные результаты, успешно решает задачи по формированию самостоятельного, ответственного, инициативного человека, способного к саморазвитию и самообразованию, что и требуют от нас Федеральные Государственные образовательные стандарты нового поколения.
Pingback: Передовой опыт