О работе над коллективными ролево–игровыми проектами учащихся: Павлова Елена Евгеньевна – учитель высшей категории; организатор творческой мастерской на базе своего нынешнего и выпускного класса «Свой театр»; эксперт САО по проектной и исследовательской деятельности, руководитель проектов – призёров и победителей окружных, городских и всероссийских конкурсов.
За последние три года мои учащиеся вместе со старшими друзьями, теперь уже семиклассниками, сумели показать нам 8 спектаклей и организационно-познавательных программ.
Первым выступлением была постановка «Калиф — аист», после чего последовала познавательная программа «Звёздный праздник», в которой юные артисты рассказали зрителям об интересных фактах жизни ночного неба.
С успехом прошёл спектакль «Мифы древней Греции», поставленный по рассказам Гомера о битвах и мирной жизни людей и богов в древние времена. В глубокое прошлое погрузил спектакль наших артистов «Кошка, которая гуляла сама по себе», рассказывающий о жизненных ситуациях первобытного человека.
О времени исчисления ребята вместе с родителями подготовили познавательный спектакль «Календари народов мира». А в спектакле «Звёзды» по повести Антуана Сент – Экзюпери «Маленький принц» юные артисты рассказали зрителям о том, как нужна любовь к ближнему в современном мире.
Следующий спектакль шёл на немецком языке и назывался «Die Coldene Gans»
Мне, учителю, особенно приятно наблюдать, как во время постановки наших спектаклей расширяется кругозор детей и развиваются их творческие навыки.
В марте 2012 года прошёл спектакль «Сказки страны, откуда приходит солнце». Работая над постановкой, дети узнали много нового и интересного о Японии, познакомились с японскими трёхстишиями – хокку, и теперь знают, что хокку – это умение сказать многое совсем в немногих словах.
В финале спектакля дети исполнили песню по-японски. Прослушав песню, один из зрителей, японский мальчик, сказал, что пели дети правильно, почти без акцента.
Этапы работы над нашим коллективным ролево–игровым проектом, рассчитанным на текущий учебный год:
- Формирование творческих групп к каждому спектаклю из участников нашего проекта и участников проекта из средней школы.
- Подбор художественного репертуара для инсценирования.
- Организация репетиций текущих спектаклей и познавательных программ.
- Изготовление декораций, пошив костюмов.
- Подготовка музыкального оформления.
- Проведение совместных встреч с творческим родительским активом.
Подготовка к спектаклю обычно длится около двух – трёх месяцев.
В это время у учащихся формируются презентационные умения:
— умение уверенно держать себя во время выступления;
— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
— развитие творческих способностей и языковых возможностей, а именно чёткое правильное произношение с правильным выбором темпа и интонации и правильным литературным ударением.
«Всем, кто хочет добиться успеха, нужно начать с чистоты выговора, развития силы и крепости в голосе». (М.В. Ломоносов) .
И, конечно же, подготовка к спектаклю, предполагает помощь родительского актива. Поэтому проект можно смело назвать школьно – семейным.
Душа коллектива и детского и взрослого – режиссёр всех наших спектаклей – мама двух учащихся нашей школы – Сидорова Лейла Николаевна.
Художник – оформитель – мама двух учащихся нашей школы – Шмелькова Ольга Генриховна.
Постоянный звукорежиссёр – папа одного из учащихся нашего класса – Мыслицкий Дмитрий Геннадьевич.
Это они возглавляют весь наш родительский комитет и способствуют созданию атмосферы совместного творчества детей и родителей.
Как приятно бывает слышать слова оценки в адрес нашего проекта:
— Дети получают возможность почувствовать себя творцами, создающими спектакль. Они понимают, что их творчество имеет ценность и для других людей. (Мама и папа Аксёновы ).
— Такие выступления приносят много радости родителям и детям. (Мама и папа Элефтеровы ).
— Наши дети – соцветие талантов, все они очень разные, но наш проект объединяет их всех. (Мама, папа и бабушка Тимошины ).
Радуется главный режиссёр наших спектаклей:
— И вот спектакль закончился. Актёры слышат аплодисменты, приятные слова от детей и взрослых. Актёры понимают, что значит преодолеть себя ради хорошего результата. Подобный эмоциональный опыт в дальнейшем поможет им справиться с трудностями уже во взрослой жизни. (Сидорова Л.Н. ).
А наш постоянный звукорежиссёр говорит:
— Для всех участников спектакль – это праздник, а подготовка к спектаклю – подготовка к этому празднику. (Мыслицкий Д.Г. ).
О нашем проекте, т.е. о работе театральной студии, наши ученики, будущие журналисты, написали и разместили свои статьи: Володя Журавлёв в школьном журнале, а Марина Сидорова в детском литературном журнале «Персей для детей».
Наш проект долгосрочный. И, конечно же, мы планируем работу нашей театральной студии на следующий учебный год.
Поймали удачу, поймали успех, весёлое настроение у всех!
Успеха всем девчонкам, успеха всем мальчишкам!
Успеха всем родителям,
педагогам и зрителям!
В дополнение к своему выступлению я хочу напомнить, что уже несколько лет в нашей школе существует проект театральной студии: «Начальная школа – средняя школа». Большинство артистов – братья и сёстры разных поколений: сёстры Аксёновы, братья Тимошины, брат и сестра Элефтеровы, брат и сестра Шмельковы, брат и сестра Сидоровы.
Теперешний 7 класс «А», начиная с первого класса, уже ставил кукольные спектакли. Эти дети перешли в среднюю школу, а связь с начальной школой осталась. В процессе репетиций у третьеклассников формируется умение взаимодействия с партнёрами других возрастов.
Младшие берут пример со старших и гордятся ими. Ведь учащиеся 7 «А» заняли призовые места на городском конкурсе чтецов и риторов, стали финалистами международного конкурса «Сказки красивого сердца».
Наш школьный проект длиною в семь лет способствует воспитанию активных, самостоятельных, инициативных ребят. Общая работа помогает дружбе детей разного возраста, помогает сохранить преемственность между начальной и средней школой.
От авторов Рабочих тетрадей «Учусь создавать проект»
В рабочей тетради «Учусь создавать проект» для 4 класса в занятии № 5, 6 рассказывается о ролево-игровом проекте.
Цель занятия: ознакомление с ролево-игровым проектом, формирование умения оценивать себя в разыгрывании постановок и в составлении мини-сценария по сюжету из любимого произведения.
Ролево-игровые проекты сближают и раскрепощают учащихся, формируют у них стремление к изучению окружающего мира, познанию жизни и обычаев других народов и культур.