Рифы и мели проектной деятельности младших школьников: выступление на весеннем заседании методического объединения начальной школы «Две минуты длиною в год» — май — 2009 год.
Колонтай Т.И. – учитель 3 класса «Б», руководитель двух призовых школьных проектов (Тищенко И., Евдокимова А. )
«Образование – это то, что остаётся,
когда всё выученное забыто».
Экскурс.
По результатам международных тестов грамотности школьников Россия на данный момент 27 место в мире по умению читать. После России – Латвия, Люксембург, Мексика.
С такими категориями как понимание сложных текстов, умение дать соответствующую оценку, сделать вывод справляются 3% россиян (в ведущих странах – 12% ). Умеют оперировать текстом 12% жителей нашей страны (в ведущих странах – 22% ). Находят простую информацию в тексте и отвечают на элементарные вопросы – соответственно – 6% и 9%.
Российский книжный союз 2001 года отметил, что 50% населения России не читает ни книг, ни журналов, ни газет, а более 10 млн. человек взрослого населения – неграмотные.
Эти данные заставили педагогов всего мира и России искать пути преломления этой ситуации.
Так возникла парадигма проектной деятельности. Проектная деятельность призвана сделать учебный процесс интересным и жизненно важным.
О своей работе
В своей работе я стараюсь развивать у учеников проектное мышление, творческую активность, вырабатывать умение приобретать новые навыки и добывать новые знания. Проектная деятельность для меня (как учителя ) – это мощный рычаг для мотивации познания нового, неизведанного, стимул качественного обучения.
В связи с этим для себя я определила долю участия каждого объекта проектной деятельности.
Для ученика – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Для учителя — это интегративное дидактическое средство развития обучения и воспитания, которое позволяет формировать проектные компетенции.
Для родителей – это роль организатора и вдохновителя, помощника в апробации приобретённых навыков, роль спонсора.
Непременным условием участия школьника в проектной деятельности является его инициатива, желание. Тему своей работы выбирает сам школьник. Если этого нет, нет полнокровной творческой работы. Выступление с такими работами на конкурсах ограничивается хорошо отрепетированной речью, а ученику — определена роль статиста.
Проектную деятельность иногда неправильно определяют как метод учебных проектов. Чтобы избежать этого, необходимо знать критерии оценки этой деятельности, продукта как результата этой деятельности.
Основные критерии, которые я считаю, являются основополагающими:
— направленность на решение реальных жизненных проблем;
— межпредметная интеграция используемого содержания;
— актуальность;
— аргументированность выводов и рекомендаций;
— полнота и глубина решения поставленных задач;
— прогнозирование возможных направлений дальнейшего исследования.
Для достижения положительных результатов я нацеливаю своих учеников на коллективную (групповую ) деятельность. Преимущества такой деятельности очевидны. Это умение работать в коллективе, чувство ответственности каждого участника этой деятельности.
Моё глубокое убеждение — в первую очередь к такого рода деятельности надо привлекать немотивированных учащихся. Учащихся с проблемами в обучении, общении.