Знакомство с одним из занятий рабочей тетради «Учусь создавать проект»: выступление на заседании методического объединения «Две минуты длиною в год» — 2010.
Занятие № 24 – 1 класс.
Селимова Расмия Фазильевна – учитель высшей категории; победитель двух конкурсов «Грант Москвы» ; автор Рабочих тетрадей «Учусь создавать проект» и методических пособий к ним; руководитель ежегодных проектов — призёров и победителей окружных, городских и всероссийских конкурсов.
Уважаемые коллеги!
Сегодня вы познакомитесь с интересным проведением занятия № 24 в рабочей тетради «Учусь создавать проект».
Вся рабочая тетрадь рассчитана на 36 занятий, где каждое занятие посвящено какой-либо ступеньке работы над проектом. На занятии № 24 дети получают советы от Мудрого Дельфина о том, как подготовиться к ответам на вопросы жюри или на вопросы из зала после представления своего проекта.
Мудрый Дельфин – это одна из постоянных рубрик рабочей тетради, советы которого являются ненавязчивой подсказкой на определённом этапе, вызывающем у ребёнка какие-либо трудности.
Вопросы из зала всегда создают неудобства и дискомфорт для проектанта, как бы хорошо не был подготовлен и рассказан сам проект. Чтобы подготовить ребёнка к быстрому и правильному ответу жюри или ответу из зала, нами, авторами, были придуманы советы от Мудрого Дельфина.
Советы Мудрого Дельфина придуманы в шутливой стихотворной форме и отражают соответствующий психологический аспект:
Тебе задали вопрос: «Кто кота тащил за хвост?»
Только просьба, не молчи, не ругайся, не кричи,
И не топай ты ногами, обсуди ответ с друзьями.
В некоторых советах мы использовали фразеологизмы, которые помогут ребёнку не только снизить напряжённость в трудный момент, но и пополнят словарный запас данными устойчивыми выражениями:
Ты краснеешь, ждёшь подсказки. Нет ответа на вопрос.
Вспомни ты пример из сказки и поймай ответ за хвост!
Фразеологизм: «Поймать чёрта за хвост» — добиться успеха, в каком – либо трудном деле.
Первые два совета, имеющие направленность на показатели социального развития, показывают, что проектант должен чувствовать настроение близких и сверстников, а также иметь представление о себе и о своих возможностях.
Если ты не дал ответа и услышал в зале смех,
Не теряйся, не грусти, а смелей вперёд гляди.
Волю в кулачок сожми, и ответ скорей найди!
Фразеологизм: «Зажимать в кулак» — властно подчинять своей воле.
Этот третий совет поможет ребёнку найти эмоциональную поддержку в самом себе в случае с затруднением ответа.
Если много книг прочесть, защитишь ты свою честь.
Отвечая на вопросы, сразу всех оставишь с носом!
Фразеологизм: «Остаться с носом» — терпеть неудачу, оставаться без того, на что надеялся, рассчитывал, чего добивался.
В четвёртом – уделяется внимание развитию речи и речевому общению.
Если сделал ты проект, и готов продукт – макет,
На вопросы будь готов отвечать не в глаз, а в бровь!
Фразеологизм: «Не в бровь, а в глаз» — о метком, точном, правильном высказывании или безукоризненном исполнении.
Пятый совет направлен на умение поддерживать диалог с членами жюри и слушателями из зала и на умение привлечь внимание своей речью.
В методическом пособии для учителя раскрыты смысл и содержание фразеологизмов, отражающих состояние проектанта во время выступления перед жюри и залом. Использование рифмованных советов учителем поможет ребёнку правильно реагировать на возникшую ситуацию.
Нам, авторам проекта, хотелось бы услышать ваши советы и пожелания, а может быть и замечания, которые мы обязательно учтём в своей доработке данного этапа занятия.