Без рубрики

Макаренковская среда 13 июня 2018 года.

«140 лет со дня рождения замечательного российского  педагога С.Т. Шацкого».

 

Основной докладчик и ведущая:

 

Соколова Наталья Валентиновна – вице-президент Российской макаренковской ассоциации по взаимодействию с клубными учреждениями, сотрудник Педагогического музея А.С. Макаренко в Москве.

Докладчик:

Беляев В. И. – доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО.

Тема: Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого.

Владимир Иванович остановился на вопросах творческого наследия С.Т. Шацкого в русле развития отечественной педагогики первой трети двадцатого века. Рассказал о задачах исследования историко-педагогических предпосылок новаторского подхода С.Т. Шацкого в решении воспитательных и образовательных проблем.

Хилтунен В.Р. – член Союза  журналистов СССР, член Российской макаренковской ассоциации, постоянный участник Макаренковских сред.

Валерий Рудольфович  рассказал, как работает над вопросом по возвращению памяти о С.Т. Шацком и о значении его вклада в педагогическую науку. В настоящее время Хилтунен встречается с нашими соотечественниками за рубежом, с теми, кто до сих пор хранит воспоминания и какую-либо информацию о деятельности Шацкого в России.

Коншин – Рачинский А. Д. – Старшина Московского купеческого общества, правнук последнего владельца «Товарищества мануфактур Н.Н. Коншина в г. Серпухов», общественный деятель.

Александр Дмитриевич рассказал о своих архивных исследованиях по истории русской промышленности и знаменитых родов, составивших славу Отечеству.

Его дед, А.Н. Коншин, будучи членом Педагогического общества при Московском университете, предпринимал попытки создать систему воспитания гармоничной личности в опекаемых им  школах.

Эти же идеи он пропагандировал  в издаваемом им с 1907 по 1918 год ежемесячном  журнале «Свободное воспитание и свободная трудовая школа». И в созданном совместно с С.Т. Шацким и А. У. Зеленко «Сеттльменте» (прообраз Домов пионеров в СССР, только с более широким спектром деятельности ), в летних детских колониях, например, «Бодрая жизнь» и других.

А.Н. Коншин, в начале 1900–х, профинансировал поездку С.Т. Шацкого для изучения зарубежного опыта дошкольного и школьного воспитания и обучения детей в Европе с целью последующего его применения в России.

Многие интересные  идеи по детскому воспитанию, в частности, по скаутскому движению, по системе «Сеттльмент», дед сам привёз из поездки по Северной Америке в 1899 – 1900 годы. Педагогические наработки Шацкого, Зеленко, Вентцель легли в основу организации советской системы школьного образования, ФЗУ, ПТУ, пионерлагерей.

Рассказал Александр Дмитриевич и о другом своём родственнике, С.А. Рачинском, который открыл знаменитую Татевскую школу и ещё 26 школ в Бельском уезде Смоленской губернии.

Маленкова Л.И. – педагог, теоретик и практик, автор ряда учебных пособий для студентов педагогических вузов и молодых педагогов и воспитателей.

Тема: Педагогическое наследие и опыт работы С.Т. Шацкого.

Людмила Ивановна представила свою презентацию, в которой много внимания было уделено разговору о  С.Т. Шацком.

Григорьев Сергей Васильевич

Познакомил присутствующих со сборником «Игры» под редакцией Луначарского.

С 2014 года Совет по Празднично-Игровой культуре осуществляет проект «Игры народов России и мира». Авторы и редакторы-составители В.М. Григорьев, С.В. Григорьев. На 2016 год эта работа вылилась в 2-х томное, готовящееся к изданию и отдельную книгу «Содружество игровых культур».

Первый  выпуск «Теории и истории игры» посвящён проблемам народной игры и её выдающемуся исследователю Е.А. Покровскому (1834 – 1895 ).

Нисловская Любовь Аркадьевна – методический кабинет в отделе игры Московского Дворца пионеров. Педагог дополнительного образования.

Является организатором межрегионального конкурса «Игровидение», конкурса собирателей игр на традиционной Неделе игры и игрушки, проводимой во Дворце на Воробьёвых Горах.

Её педагогическое кредо: «Мы хотим, чтобы все люди на земле жили дружно и радостно.  И поможет нам в этом великая волшебница Игра».

Подзорова Н.Ф. – старший научный сотрудник Щёлковского Историко-Краеведческого музея. Бывшая ученица Р.В. Соколова , участница Лепешинской Детской Республики 1978 года.

Надежда Фёдоровна  пригласила всех присутствующих посетить Щёлковский Историко-Краеведческий музей.

Полякова Г.В. – директор  МБОУ  СОШ № 1 имени С.Т. Шацкого в городе Обнинске.

Галина Владимировна рассказала о музее школы, открытие которого было приурочено к 100-летию со дня рождения выдающегося педагога Станислава Теофиловича Шацкого и состоялось 15 мая 1978 года.

В материалах музея бесценные материалы по истории школы-колонии «Бодрая жизнь» и деятельности её основателей С.Т. Шацкого и его жены В.Н. Щацкой. Здесь хранятся книги С.Т. Шацкого и В.Н. Шацкой, их соратников, исследователей деятельности великого педагога, а также воспоминания и дарственные экспонаты колонистов.

На стендах уникальные фотографии 20-30-х годов XX века – семинары и конференции Первой опытной станции, будни колонистов, досуг. И многое другое.

Галина Владимировна показала презентацию о современных успехах работы школьников на огороде, в поле, в мастерских и рассказала о многогранной, насыщенной энергией и творчеством жизни школы и о  её значимых вековых традициях.

Ефимова И.Л. – научный сотрудник Музея истории г. Обнинска, историк, постоянный участник научно-практических конференций, автор многочисленных публикаций, автор книги «Школа-колония «Бодрая жизнь. Испанский детский дом».

Ирина Леонидовна рассказала о становлении личности и педагогической  деятельности М.Н. Скаткина на Первой опытной станции Наркомпроса РСФСР под руководством С.Т. Шацкого. М.Н. Скаткин – сотрудник калужского отделения Первой опытной станции Наркомпроса  в дальнейшем стал видным отечественным учёным-педагогом.

Степанова Людмила Анатольевна – Институт государственной службы и управления. Профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук.

Тема: «С.Т. Шацкий в зеркале духовных исканий XX века».

Были затронуты некоторые вопросы современности. Шацкий – человек своего времени. Переносить его идеи напрямую в наше время бесполезно. Сейчас другая субкультура, ибо вопросы искусства, труда изгнаны из школы. Шацкий, Кабалевский – нет системы. Есть точечные теории некоторых наших академиков. Инструмент передачи педагогического опыта должен создаваться по-другому.

Прохоров Антон Борисович –  практический психолог, гештальт-терапевт, аддиктолог, специалист по зависимостям, как химическим, так и не химическим.

Аддикция –  в широком смысле, ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания.

Антон Борисович рассказал, что в области реабилитации от ПАВ (психоактивных веществ ), терапии зависимостей и ресоциализации аддиктов трудится с 1995 года. Именно тогда он заинтересовался темой помощи людям, зависимым от психоактивных веществ.

В течение года он практиковался работе с зависимыми, работая консультантом в 19 наркологической больнице, в 5 отделении, под управлением главного врача Батищева В.В., в стационарной программе психотерапии и реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией.

Антон Борисович мыслит начать переговоры с соответствующими ведомствами по созданию коммуны и ищет тех,  кто хотел бы ему помочь.

Невская С. С. – ведущий научный сотрудник Центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член Правления Российской Макаренковской ассоциации (РМА ), член Правления Международной Макаренковской ассоциации (IMS) доктор педагогических наук.

 

Светлана Сергеевна пригласила Прохорова А.Б. посетить её выступление 19 июня этого года в макаренковском зале Музея московского образования на международной научно-практической конференции «Воспитательная система А.С. Макаренко в контексте перспектив развития современного образования».

Как всегда в конце встречи был сделан общий снимок «На память».

 

Добавить комментарий