Традиционная макаренковская среда состоялась 13 марта 2019 года. Именно в этот день исполнился 131 год со дня рождения Антона Семёновича Макаренко. На заседание макаренковской среды собралось в этот день много гостей — как не стареющих мэтров современной педагогики, так и юных первокурсников педагогических вузов и колледжей.
На встрече присутствовали:
Члены правления Российской макаренковской ассоциации: Максакова В.И., Морозов В.В., Мардахаев Н.В., Егорычев А.М.; Хилтунен В.Р., Зарецкий В.В., Кушнир А.М.
Макаренковцы и макаренколюбы: Пономарёв А.И., Нисловская Л.А., Головина Т.С., Сизова Р.И., Лесовая Е.К., Майорова О.Н., Красовский В.В., Прохоров А.Б., Кленина Л.И., Илюшина Н.Н., Сушков С.Н., Архангельская Т.И., Михнюк И.В.
Подымова Л.С. — доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой психологии МПГУ со своими студентами — первокурсниками.
Стеценко Е.Р. – преподаватель студенческого коллектива со своими студентами педколледжа № 18 «Митино».
С сообщением-докладом «Тезаурус А.С. Макаренко и его современное прочтение» перед собравшимися выступил А. М. Кушнир, член Правления российской макаренковской ассоциации, кандидат психологических наук, руководитель издательского Дома «Народное образование», руководитель Международного конкурса школ-хозяйств им. Макаренко
Алексей Михайлович рассказал о том, что в этом году уже в семнадцатый раз в городе Екатеринбурге будут подведены итоги Конкурса школ России, где есть производственный труд. Рассказал о трудностях проведения в первые годы, о постепенном повышении значимости данного конкурса, о достижениях и успехах школьных энтузиастов в освоении принципов макаренковского производственного обучения.
Рассказал о уже сложившихся Центрах в разных регионах, где бывшие участники-конкурсанты начинают учиться друг у друга, проводить мастер-классы, обмениваться опытом.
Макаренковские чтения были проведены в двадцати регионах страны, и это – очень хорошая статистика, подчеркнул А.М. Кушнир.
Рассказал о проблемных вопросах в работах НИИ, которые не занимаются серьёзным исследованием психологического значения труда на производстве. И, хотя, в 2012-2013 году по инициативе Минобрнауки были проведены научно-исследовательские работы по теме, где отправной точкой исследования стала воспитательная практика Макаренко, продвинуться вперёд учёным не удалось.
Обращаясь к студентам, подробно остановился на определении понятий «производственный и производительный труд», говоря о том, что многие не понимают разницу, или просто путаются в определении данных понятий.
Алексею Михайловичу Кушниру было задано много вопросов, на которые каждому были даны разъяснения.
В диалоге с докладчиком приняли участие — Хилтунен В.Р., Нисловская Л.А., Кленина Л.И., Сушков С.Н., Красовский В.В., Прохоров А.Б., Михнюк И.В., Сизова Р.И.
В индивидуальной беседе с А.М. Кушниром профессор МПГУ Подымова Л.И. представила болгарскую аспирантку МПГУ Таню Кунчеву Желязкову-Тея, которая продолжает своё обучение в России. Таня Кунчева – председатель Попечительского Совета Фонда «Института информальных инноваций», секретарь правления «Совета болгарских аспирантов в России», кандидат философских наук, а с недавнего времени и писатель.
Таня Кунчева поделилась своей радостью о выходе книги «Самоуправление школьников. Путеводитель», где представила опыт России, и, в частности, МПГУ.
В заключение вечера ведущая макаренковской среды Максакова В.И. провела познавательную экскурсию о жизни и творчестве А.С. Макаренко в малом зале макаренковской экспозиции для студентов педагогического колледжа № 18 «Митино».
А в «кожаном зале» продолжался нескончаемый разговор тех, кого волновали текущие события.
Сушков С.Н. – профессор, философ, Красовский В.В. – драматург, Михнюк И.В. – координатор образовательного проекта «Нам нужна иная школа» нашли свою нишу для совместной беседы за круглым столом с А.М. Кушниром.
Как всегда, встречи коллег продолжались до позднего вечера.