Без рубрики

Сизов А. М. Наследие А. С. Макаренко глазами современного студента

Аннотация. В данной статье рассмотрен взгляд студента на идеи и принципы Антона Семеновича Макаренко и возможность их применения в современном обществе.
Также рассматривается педагогический труд как основа социализации в наследии А. С. Макаренко и современных педагогов.


Ключевые слова: студент, Педагогическая поэма, Макаренковские среды, РМА, МЭШ, принципы Макаренко, современный мир, обучение педагогов.

Антон Семенович Макаренко – великий педагог-новатор начала XX века. Ранее, да и сейчас не все одобряли его методологию и подходы к педагогике, но также есть и большое количество педагогов и учёных, которые вдохновляются его работой и пытаются использовать знания и умения Антона Семеновича в своей практике.
С работами Макаренко я познакомился, когда начал посещать ежемесячные встречи членов Макаренковской Ассоциации в Москве. Здесь стоит отметить, что поначалу я ходил исключительно из интереса, однако, уже через несколько месяцев влился в коллектив макаренковцев, так как очень оценил подход Антона Семеновича к решению актуальным (в том числе для современности) педагогических проблем. Лекции корифеев современной педагогической науки, таких как Богуславский М. В., Слободчиков В. И., Невская С. С., Кораблёва Т. Ф., а также энтузиастов Макаренковского наследия (Максаковой В. И., Барскова Д. П., Соколова Р. В., Соколовой Н. В.), произвели на меня сильное впечатление и изменили мое мировоззрение и взгляды на педагогику.
Один из главных, на мой взгляд, тезисов А. С. Макаренко гласит, что идеально сплоченный детский коллектив появляется только за счет структурированного и эффективного труда, является интересным и важным и в наши дни. Однако стоит отметить, что в настоящее время очень мало школ используют наследие А. С. Макаренко. Многим педагогам оно кажется устаревшим. Им «жалко детей», которые и так много времени и усилий проводят за партой. Но Антон Семенович, на примере детской колонии имени Горького
в Куряже, а затем и в коммуне им. Дзержинского показал, насколько действенным и эффективным является этот подход.
Студентов – будущих педагогов – учат по трудам А. С. Макаренко, но мне кажется, что в большинстве случаев это делается довольно поверхностно.
Выпускники педагогических вузов, конечно, знают фамилию Макаренко, но разговаривая со своими друзьями-педагогами, я чувствую, что они никогда не читали даже его самую известную работу – «Педагогическую Поэму». Между тем, читая книгу, знакомишься со всеми секретами воспитательной педагогики А. Макаренко, построенной на ряде простых положений, добытых путём «ежедневного подвига». Это отношения в коллективе между
людьми, детьми и взрослыми, в их совместных буднях, в горе и радости, в труде и заботе.
Наследие Антона Семеновича Макаренко вызывает у студентов лишь скорее скуку. Мол, да, был такой человек, какой-то умный, важный и жёсткий, однако сегодня он уже далеко не актуален и не нужен. К сожалению, с таким подходом очень тяжело внедряются его теории и методики, хотя для работы, например, кадетских корпусов, училищ системы МЧС и колледжей советы Антона Семеновича и в настоящее время очень актуальны.
Возможно, мне и моим сверстникам не хватает того упорства в достижении своих замыслов, которое так методично воспитывал Антон Семёнович в своих учениках. У каждого из них была цель в жизни, которая была просчитана на много шагов вперёд. В то время как современные школьники, скорее всего, видят свою цель, не как долгосрочную перспективу, миссию, в основе которой лежит высокий смысл, а как сиюминутное желание (например, не за-валить ЕГЭ, не отрываясь от любимого виртуального времяпрепровождения).
Сегодняшние программы для педагогов не предусматривают внимание к трудовой деятельности в школах. Они строятся на основе уже традиционных для настоящего времени методов обучения. Кроме того стоит упомянуть такую особенность нашего времени, как информатизацию. Школы активно переходят на современную систему МЭШ (Московская электронная школа), где дети учатся исключительно на электронных устройствах (планшеты). Уроки ведутся с использованием умных электронных досок, а учитель и учащиеся могут искать любую информацию для проведения занятий при помощи Интернета. Очевидно, что в таких реалиях использовать рекомендации Антона Семеновича еще сложнее, так как ребенок, в свободное от уроков время, не захочет заниматься, например, «сельским хозяйством или строительством чего-либо», в то время как он может просто «посидеть с планшетом» и отдохнуть. По моему мнению, это является одной из основных проблем во внедрении наследия Антона Семеновича Макаренко в современную педагогическую практику. Я не говорю, что МЭШ – это плохо, скорее даже наоборот, просто в современных реалиях нужно искать какие-то новые подходы использования воспитательной системы педагога-новатора.


В своей статье я выделил две проблемы внедрения педагогического опыта Макаренко:

–– «имидж Макаренко» среди студентов – будущих педагогов не очень высок. Формируемое отношение к СССР и «старому, строгому порядку» вызывает отторжение и опыта великого педагога;
–– информатизация (в том числе и в области педагогики) мешает эффективному внедрению уже, якобы, «устаревших рецептов» Антона Семеновича.


В данной статье я бы хотел предложить несколько способов решения данных проблем.
Начну с проблемы информатизации. Несмотря на то, что я только знакомлюсь с идеями Антона Семеновича, именно я, как студент, обучающийся по направлению «информационные технологии», понимаю, насколько они кое в чём устарели. Поэтому его методику необходимо использовать по-новому.
Не стоит заставлять детей в обязательном порядке принимать участие в трудовых десантах, а следует найти занятие, которое будет интересно каждому ребенку, и в то же время будет его и развивать. Для этого можно использовать, к примеру, современные популярные виды спорта, игры. В коллективах у Макаренко всё это было и способствовало физическому развитию ребенка, а также сплочению ребят в коллективе.
Для культурного развития учащихся можно шире использовать школьный театр. Здесь воспитанниками приобретаются многие жизненные навыки, необходимые для успешной социализации. Актерское дело способствует раскрепощению, развитию коммуникативных навыков; сценарно-оформительское дело, изготовление костюмов – развитию творческих способностей, приобретению трудовых навыков; режиссура – развитию организаторских способностей и т. д. Все это не столько отвлекает ребенка от гаджетов, сколько помогает научиться использовать их как развивающее средство.
В этом плане хотелось бы вспомнить одно из выступлений на ежемесячных встречах членов Макаренковской Ассоциации – Федосова А. Ю., профессора кафедры информатики и прикладной математики Российского государственного социального университета. Его тема «Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте информации образования: идеи и перспективы» раскрывает возможности информационных технологий для организации разнообразных видов деятельности по-макаренковски.
Теперь о другой проблеме – имиджа Антона Семеновича. На мой взгляд, необходимо добавить в содержание профессиональной подготовки педагогов «Педагогическую поэму». С одной стороны, это замечательное художественное произведение, с другой – кладезь педагогических советов. После ее прочтения многие могут вдохновиться или почерпнуть немного «макаренковской мудрости», которой так не хватает некоторым современным педагогам. Хочется верить, что труды А. С. Макаренко не будут долго залёживаться на полках, а найдут своё применение в новой концепции воспитания детей и молодёжи.
В октябре 2018 года состоялась поездка 11 членов Российской Макаренковской Ассоциации в Италию для обмена опытом с Итальянской Макаренковской Ассоциацией. Состоялась конференция, на которой со своими исследованиями наследия А. С. Макаренко выступили как российские, так и итальянские спикеры. Несмотря на то, что итальянских энтузиастов хотелось бы видеть больше, все равно меня поразил тот факт, что наследие Антона Семеновича живо не только в России, и что оно так значимо и востребовано в других странах. Общение с русскими и итальянскими педагогами и учеными дало мне много полезного опыта для моей будущей профессии педагога. Возможно, и свой вклад, работая с детьми на занятиях по информатике, мне удастся внести в Макаренковскую копилку, продолжая его дело. Мысли, идеи и опыт Антона Семёновича Макаренко остаются актуальными и по сей день.

 

Научное издание
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ:
ВОПЛОЩЕНИЕ НАСЛЕДИЯ А. С. МАКАРЕНКО
В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ
Сборник научных трудов
Всероссийской с международным участием конференции
(Екатеринбург, 29 марта 2019 г.)

Добавить комментарий