10 апреля 2024 года состоялась Макаренковская среда сезона 2023/2024 г.г.
В программе:
Подготовка вожатых — бакалавров летних лагерей на основе принципов А.С. Макаренко
Ведущая:
Кораблёва Татьяна Фёдоровна, Президент Российской макаренковской ассоциации – Москва
Гостья макаренковской среды:
Наталия Николаевна Илюшина — кандидат педагогических наук, доцент Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования, член Российской макаренковской ассоциации, ГАОУ ВО «Московский Городской Педагогический Университет».
Тема встречи:
Разговор о стимулирующей практике вожатых-бакалавров в обращении к теории педагогики, к опыту выдающихся отечественных учёных по вопросам организации детского коллектива на основе педагогических принципов Макаренко.
Начиная онлайн встречу, Кораблёва Т.Ф., как всегда, душевно поздоровалась с теми, кто успел подключиться к началу макаренковской встречи, и напомнила правила осуществления технического регламента трёх предстоящих онлайн — сорокаминуток.
Докладчик Илюшина Н. Н. выразила благодарность Кораблёвой Т.Ф. за приглашение на макаренковскую среду с такой важной темой в настоящее время, как тема «Вожатство на современном этапе», а также сказала добрые слова в адрес учёных Богуславского М.В., Полякова С.Д.
Наталия Николаевна с удовольствием поприветствовала появившуюся на онлайн-экране профессора Серену Веджетти, с которой познакомилась во время педагогического форума в Италии и передала привет итальянскому аспиранту, ранее работавшему вожатым, Франческо Тамбурини.
В наглядной презентации были отмечены работы корифеев российского вожатского направления:
Виктор Иванович Слободчиков — д. психол. наук, воспитанник С.А. Калабалина. Вожатство и профессиональный путь человека. Ввёл понятие «со – бытийная общность».
Климов Евгений Александрович – советский и российский психолог, психофизиолог (1930 – 2014 г.). Вожатство и профессиональный путь человека. Опыт общения с детворой.
Илюшина Н.Н. рассказала о Команде коллег-единомышленников МГПУ по вопросам современного Вожатства – научных сотрудников Н.П. Павловой, А.А. Фортунатова, Б.В. Куприянова, М.М. Борисовой.
Рассказывая о себе, Наталия Николаевна поведала, что ещё, будучи школьницей, часто бывала в детских лагерях, и, даже однажды, в Артековском лагере «Морской». Возможно, тогда определилась её дальнейшая судьба стать вожатой. А в 1985 году, в Подмосковном детском лагере, в роли молоденькой вожатой, она уже ставила с ребятами спектакль «Снежная королева».
Из далёкого прошлого.
В «Артеке» в 1927 году была введена должность вожатого.
Вожатство в советское время. Детский оздоровительный лагерь был и остаётся культурно-педагогическим явлением, он был и остаётся важным институтом детства. Вожатый выполнял тогда роль наставника-воспитателя, организатора каникулярной жизни детей, старшего товарища, проводника идеологии пионерской организации.
Вожатые – живое звено советского и постсоветского коллективизма.
Современный вожатый XXI века. Приказ Минтруда, 2018 год. Профессиональный стандарт «специалиста, участвующего в организации деятельности детского коллектива (вожатый)». Относится к видам «экономической деятельности»: код 85.41. «Образование дополнительное детей и взрослых»
Наименование трудовой функции вожатого: Содействие организации и сопровождению деятельности детского коллектива в организации отдыха детей и их оздоровления.
В рамках «Бакалавриата» МПГУ были созданы и выпущены книги «Педагогика детского оздоровительного лагеря» — учебник. «Практикум» – учебное пособие. «Вожатская методичка» — учебное пособие.
Опубликованные статьи вожатых Института педагогики и психологии образования МПГУ, которые выпускались каждый год на протяжении последних лет.
Студентки: К.Д. Новикова – 2019 г.; Л.А. Аркадьева -2020г.; К.А. Степаненко, А.С. Петухова – 2021 г.; М.В. Ильина – 2023 г.; А.М. Неяскина, С.Р. Громская – 2023 г.; Е.А. Тихонова – 2023 г.
Победителем международного Конкурса эссе для студентов, магистрантов, аспирантов «Самый выдающийся учёный» (2020г., Нижний Новгород) стала Рати Бхандари. «Идея коллективизма А.С. Макаренко – в СССР и сегодня».
Вот заключительные строчки эссе Рати Бхандари:
«Наши отечественные педагоги оставили после себя неоценимые труды, методики обучения и воспитания, которые мы можем использовать, трансформировать под каждый класс, под каждого ребёнка.
Да, использовать методики А.С. Макаренко в чистом виде не удастся, но если задуматься, то все педагоги, в той или иной степени используют его идеи коллективизма. Получается, что даже после его смерти, великий педагог продолжает своё дело – помогает молодому поколению».
После показа своей презентации Н. Н. Илюшина познакомила гостей макаренковской среды с уже состоявшимися вожатыми, студентками МГПУ второго и третьего курса.
Ильина Мария Викторовна – вожатая, куратор Центра «Сириус» в Сочи.
Образовательный центр «Сириус» создан Образовательным Фондом «Талант и успех» в декабре 2014 года по инициативе Президента РФ В.В. Путина. Свою деятельность центр ведёт на основании Фонда и лицензии на осуществление образовательной деятельности при поддержке и координации Министерства образования и науки РФ, Министерства спорта РФ и Министерства культуры РФ.
Цель работы Образовательного центра «Сириус» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.
Ежемесячно в «Сириус» приезжают 800 детей в возрасте 10-17 лет из всех регионов России. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства.
Образовательная программа рассчитана на 24 дня и включает в себя как занятия по специальности, так и развивающий досуг, мастер-классы, творческие встречи с признанными в своих областях профессионалами.
О своём пребывании в «Сириусе» Ильина Мария поделилась небольшими, но интересными зарисовками работы Центра.
Это курсы вожатского мастерства, подбор вожатского персонала, специфика работы куратора, вопросы переквалификации.
Были затронуты вопросы макаренковской системы, использование понятия «коллектив по Макаренко» в ходе выполнения проектных работ в детском центре «Сириус».
Ошерова Яна Владимировна – вожатая одного из лагерей Подмосковья, студентка, будущий филолог.
Яна Владимировна также поделилась своими наработками в работе вожатой летнего отдыха детей.
После выступления докладчиков состоялась необычная дискуссия, особенно по работе нового центра «Сириус». В дискуссии приняли участие Кораблёва Т.Ф., Снегуров А.В., Ямалетдинова Ф.М., Илюшина Н.Н., Ильина М.В.
Новое направление в создании новых площадок по работе с талантливыми детьми пока имеют неоднозначный опыт. Какие вожатые нужны для такого типа? Не создаётся ли впечатление питомника эмоционально окрашенного, но при отсутствии общественного?
Работа с детьми определённого круга, с определённой элитой. Всё ли правильно в этом явлении? Может быть, это новая деятельность Макаренко в современных условиях, или это отрицание системы Макаренко?
Участники дискуссии не получили пока конкретного ответа на свои вопросы, но Илюшина Н.Н. ответила всем, что такой разговор на научную тему очень важен, и что выступающие студенты большие умнички. Сегодня они показали свою педагогическую профпригодность в новом направлении становления вожатского характера.
В работе традиционной среды приняли участие: Дёмина Ж., Кондратьев В.М., Строганова Л.В., Огоновская И.С., Истомин А., Подымова Л.С., Тубышкина Р. (Тула), Ляудина Д.В., Башкирова В., Хазеев А., Зайцева М., Татьяна, Иван, Сизова Р.И.