Без рубрики

Создание системы работы с проектами

0079Исследовательские и проектные формы в учебной работе получили в последнее время широкое распространение, особенно с введением «метода проектной деятельности», с которым учителя и ученики нашей школы впервые познакомились в гимназии-партнере в Германии во время языковой практики учащихся.

Мы — одни из первых в Москве, кто начал осуществлять проектную деятельность и самостоятельно разработал четкую систему работы с проектами, начиная с выбора темы и заканчивая презентацией на уровне города.

И вот уже пятый год в начальных классах школы работает Малая Академия на Чапаевском. Те, кто не только учится с большим желанием, но еще и принимает активное участие в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, в Малой Академии самые желанные её члены.

Поскольку с первых же дней в школе ребенок сталкивается с познавательной деятельностью, он невольно начинает проявлять свою активность в исследовательской работе. Задача нас, учителей, помочь ему развить эти качества, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных способностей.

Наша работа с детьми в рамках Малой Академии на Чапаевском показала, какие замечательные у нас дети, с каким удовольствием они работают над своими проектами! Многие их проекты раздвигают рамки школьных учебников, заставляют нас, взрослых, обратить внимание на поставленные детьми вопросы.

Педагоги Малой Академии делают всё, чтобы помочь нашим школьникам в их первых шагах в науке.

Профессионализм школьного учителя, любознательность и трудолюбие ученика, помощь и консультация специалиста-родителя — вот основные слагаемые успеха в походе за знаниями. А такой союз, как «УЧИТЕЛЬ —УЧЕНИК — РОДИТЕЛЬ» показал нам, что вместе мы можем добиться очень многого.

В нашей Малой Академии мы рады встрече с учащимися любого класса. Вот, например, первый опыт наших самых маленьких проектантов.

Новизна и сказочность окружающего мира ещё так близка крохам- первоклассникам, что и темы их проектов отражают с удивительной точностью красоту природы и домашнего бытия: «Мои рыбки», «У меня живет кролик», «Удивительный цветок», «Пауки», «О звездах».

Все эти темы, простые на первый взгляд, разрабатываются детьми достаточно грамотно, выразительно, «научно».

У второклассников названия тем почти такие же, но цели, задачи и выводы проектов глубже, серьёзнее, шире.

В проекте второклассника «Взаимоотношение вороны и человека» в результате собственных наблюдений было убедительно доказано, что, обитая рядом с человеком, ворона копит житейскую мудрость. Работая над проектом «Гоночный автомобиль — Формула 1», другой ученик второго класса придумал модель будущего гоночного болида, который тратит меньше топлива. В проекте «Погода на завтра» тоже было много необычного: разработана модель домашней метеостанции.

Темы учащихся 3 и 4 классов поднимают более серьёзные вопросы, например: «Мой мифологический герой», «Раскрасим наш мир», «Космический обед из моих рук», «Школьная форма вчера, сегодня, завтра», «Наши любимцы. Какие они?» Это лишь некоторые темы проектов наших ребят, над которыми они работали в 2005 — 2006 учебном году.

Хочется рассказать об одном третьекласснике, который выбрал на редкость актуальную тему «Мобильник детям не игрушка» и показал положительные и отрицательные стороны сотовой связи. Он попытался создать модель мобильного телефона для школьника и рассказал, как правильно им пользоваться.

Большую и неоценимую помощь в работе Малой Академии оказывает наш профессорско-преподавательский состав.

Это они направляют исследовательскую деятельность своих подопечных в нужное русло. Это они — главные консультанты и руководители проектов.

Это они украдкой вытирают «слезы умиления» во время защиты своего внука-проектанта.

А все потому, что они — бабушки, дедушки, мамы, папы наших «будущих академиков». Среди них:

Профессор, доктор технических наук;  Космонавт, Вице — президент РФ космонавтики, доктор медицинских наук, Начальник лаборатории Института Медико-биологических проблем РАН; Заслуженный художник РФ; Сотрудник Гидрометцентра РФ; Инженер-системотехник; Кандидаты экономических и геолого-минералогических наук; Заслуженный тренер по авиамоделизму и т. д.

Это далеко не полный перечень наших добровольных и активных помощников-консультантов.

На весеннюю сессию Малой Академии на Чапаевском мы приглашаем всех участников проектирования:  учеников, родителей,  консультантов. Каждый участник получает памятный подарок и слышит в свой адрес самые теплые слова. Не остаются без внимания и учителя, и родители наших конкурсантов. И когда на сцену вместе с учеником выходят его учитель и его родители-консультанты, сдружившиеся за время совместной работы над проектом, снова получают подтверждение слова «УЧИТЕЛЬ — УЧЕНИК — РОДИТЕЛЬ — СОТВОРЧЕСТВО», символизирующие духовное единение трех составляющих одного целого.

В.А.Сухомлинский считал, что «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимый индивидуальный талант — значит, поднять личность на высший уровень расцвета человеческого достоинства». Именно в этом направлении строит свою работу Малая Академия на Чапаевском, находясь в постоянном поиске новых нетрадиционных форм проведения важной и нужной проектно-исследовательской работы.

12 мая 2006 года в ГОУ СОШ № 1249 прошла Юбилейная весенняя сессия Малой Академии на Чапаевском (5 лет), на которой были подведены итоги проектной и исследовательской деятельности за 2005- 2006 учебный год, а также итоги интеллектуальных марафонов 2006 года.

В программе работы сессии были:

  1. Вступительное слово Президента Малой Академии, директора школы
  2. Приветствие Почетных членов Малой Академии.
  3. Отчет членов Малой Академии за 2005 — 2006 учебный год.
  4. Награждение учителей, учащихся и родителей, принявших участие в работе Малой Академии.
  5. Подведение итогов интеллектуальных марафонов 2006 года. Награждение.
  6. Заключительное слово Президента Малой Академии, директора школы.
  7. Закрытие весенней  сессии Малой Академии на Чапаевском.

Опубликовано:

Сборник Северного Окружного Управления Образования Департамента Образования города Москвы. Окружной Методический Центр. «Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений».

Сизова Р.И., заместитель директора по УВР в начальных классах. “Малая Академия на Чапаевском”.  Стр  37  – 40.

Выпуск 2.     Часть 1. Москва, 2006 год.

Добавить комментарий