Две минуты длиною в год, Рабочие тетради Учусь создавать проект

Рифы и мели проектной деятельности младших школьников

Рифы и мели проектной деятельности младших школьников: выступление  на весеннем заседании методического объединения начальной школы «Две минуты длиною в год»  –  май  – 2009 год.

Колонтай Т.И. – учитель 3 класса «Б», руководитель  двух призовых школьных проектов (Тищенко И., Евдокимова А. )

«Образование – это то, что остаётся,

когда всё выученное забыто».

Б.Ф. Скиннер

Экскурс.

По результатам международных тестов грамотности школьников Россия на данный момент 27 место в мире по умению читать. После России – Латвия, Люксембург, Мексика.

С такими категориями как понимание сложных текстов, умение дать соответствующую оценку, сделать вывод справляются 3% россиян (в ведущих  странах – 12% ).  Умеют оперировать текстом 12% жителей нашей страны (в ведущих странах – 22% ). Находят простую информацию в  тексте и отвечают на элементарные вопросы – соответственно – 6% и 9%.

Российский книжный союз 2001 года отметил, что 50% населения России не читает ни книг, ни журналов, ни газет, а более 10 млн. человек взрослого населения – неграмотные.

Эти данные заставили педагогов всего мира и России искать пути преломления этой ситуации.

Так возникла парадигма проектной деятельности. Проектная деятельность призвана сделать учебный процесс интересным и жизненно важным.

О своей работе

В своей работе я стараюсь развивать у учеников проектное мышление, творческую активность, вырабатывать умение приобретать новые навыки и добывать новые знания. Проектная деятельность для меня (как учителя ) – это мощный рычаг для мотивации познания нового, неизведанного, стимул качественного обучения.

В связи с этим для себя я определила долю участия каждого объекта проектной деятельности.

Для ученика – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Для учителя –  это интегративное дидактическое средство развития обучения и воспитания, которое позволяет формировать проектные компетенции.

Для родителей – это роль организатора и вдохновителя, помощника в апробации приобретённых навыков, роль спонсора.

Непременным условием участия школьника в проектной деятельности является его инициатива, желание. Тему своей работы выбирает сам школьник. Если этого нет, нет полнокровной творческой работы. Выступление с такими работами на конкурсах ограничивается хорошо отрепетированной речью, а ученику  – определена роль статиста.

Проектную деятельность иногда неправильно определяют как метод учебных проектов. Чтобы избежать этого, необходимо знать критерии оценки этой деятельности, продукта как результата этой деятельности.

Основные критерии, которые я считаю, являются основополагающими:

 – направленность на решение реальных жизненных проблем;

– межпредметная интеграция используемого содержания;

– актуальность;

– аргументированность выводов и рекомендаций;

– полнота и глубина решения поставленных задач;

– прогнозирование возможных направлений дальнейшего исследования.

Для достижения положительных результатов я нацеливаю своих учеников на коллективную (групповую ) деятельность. Преимущества такой деятельности очевидны. Это умение работать в коллективе, чувство ответственности каждого участника этой деятельности.

Моё глубокое убеждение – в первую очередь к такого рода деятельности надо привлекать немотивированных учащихся. Учащихся с проблемами в обучении, общении.

Добавить комментарий